«Р» побывала в гостях в самом молодом детском доме семейного типа в Брестской области

Высокое признание семьи

В стране открываются детские дома семейного типа. Но много ли мы знаем о том, как работает такая форма семейного устройства? Правда ли, что въезжающих в такой дом обеспечивают всем, включая посуду и постельное белье? Действительно ли мамы и папы имеют юридический статус родителей-воспитателей? «Р» съездила в самый молодой в Брестской области детский дом семейного типа, чтобы найти ответы на эти вопросы. 


В городе Высокое Каменецкого района живет около пяти тысяч человек. Кого ни спроси, все горделиво отвечают: в конце января у нас открылся детский дом семейного типа. В пяти минутах ходьбы от школы. Вон в том светло-зеленом двухэтажном коттедже за мини-маркетом. Не новость для местных и биография живущих в нем членов семейства. 

…Открывает двери мама Светлана Яковук. Три года назад 29-летняя девушка впервые испытала, каково быть приемным родителем. Выхаживала 8-месячного малыша с множеством проблем со здоровьем. Мальчику сегодня три года, он усыновлен. Двух девочек Светлана взяла на удочерение сама. Приемным же родителем сегодня она является еще для двух мальчишек и двух девчонок. Вот такой большой шумной компанией они въехали в новенький дом на улице Свердлова. Пока Светлана варит кофе, осмотримся.

Дом больше двухсот «квадратов». Следуя хорошему тону в архитектуре, на первом этаже спроектировали гостиную, кухню, санузел, технические помещения. Спальням отдан второй этаж. Там родительская опочивальня, много детских комнат. Одна из них пустует. Объясняю: согласно положению о детском доме семейного типа, в нем может проживать до десяти деток, включая биологических детей родителей-воспитателей. Планировка «привязана» к этому документу. Комната пустует, потому что у Светланы пока шесть малышей. Но кто знает, может, вскоре в доме будет пополнение?


Сколько же стоит просторный дом, в котором есть место для игрушек, включая четыре велосипеда (подарок председателя Брестского облисполкома Анатолия Лиса), где компактно соседствуют персональные школьные столы с упирающимися в потолок полками с энциклопедиями? Более двух с половиной миллиардов государственных рублей — само жилище. И еще около 300 млн рублей — на благоустройство и уют. Согласно государственной идее, такие дома сдаются не просто под ключ, к новоселью семья должна иметь абсолютно все для комфортного проживания. Поэтому закупаются мебель (включая комод в коридор и удобные стулья каждому ребенку), бытовая техника (в списке есть даже газонокосилка), постельное белье, ковры, столовые приборы. При этом государство оплачивает семье коммунальные услуги, платит заработную плату родителям-воспитателям, а на детей перечисляет ежемесячные денежные выплаты. В прямом смысле слова полное гособеспечение.

Но комфортные условия без хозяйского обращения легко спустить в трубу. Поэтому каждому новоселью в детский дом семейного типа всегда предшествует серьезный конкурсный отбор. Родители-кандидаты подают документы в местный отдел образования, комментирует заведующий сектором охраны детства управления образования Брестского облисполкома Людмила Люкевич. Лучшие встречаются на «очном туре», где отвечают на вопросы комиссии, делают презентацию своей семьи, раскрывая проповедуемые ценности. Учитывается возраст: родителями-воспитателями могут быть люди не моложе 25 лет. Имеет значение опыт в воспитании. Оценивается психологическая зрелость нести колоссальную ответственность.

За право поселиться в высоковском детском доме семейного типа боролись три семьи. Светлана вспоминает: на индивидуальном интервью ее просили проиграть конфликтную ситуацию с воспитанницей-подростком. Мол, старшеклассница приходит домой с друзьями, они закрываются в комнате, слушают музыку, ведут себя некультурно. Выпроваживать друзей? Прилюдно ругать за грубость? Как отреагировать? Будучи дипломированным педагогом и приемной мамой двух тинейджеров, Светлана быстро нашлась, что ответить. Несколько лет сотрудничества с отделом образования, спорта и туризма Каменецкого райисполкома в статусе приемного родителя подтверждают: спорные ситуации в семье Яковук всегда разрешаются объятиями. Не смутил комиссию и возраст Светланы. Ведь за ее плечами богатый опыт милосердия: уход за детьми, престарелыми и больными, в том числе и обреченными людьми. «Корочка» школы приемных родителей. Но самое главное — Светлана сама росла в семье, в которой жили приемные дети. Ее мама Татьяна более десяти лет является родителем-воспитателем. 


— Я привыкла, что в нашем доме всегда многолюдно и шумно. Когда мама с папой уехали как родители-воспитатели в детский дом семейного типа в Большую Турну Каменецкого района, у меня появилась мысль продолжить традицию. 

Поначалу Светлана жила в доме родителей. В последнее время здесь стало тесновато: шестеро детей от года до четырнадцати. Разные интересы, разные потребности, каждому нужен уголок для уединения. Выходом могло быть только увеличение площадей. Мысли, как говорится, материализуются. Нужно сильно захотеть. Теперь у детворы есть вдоволь места, чтобы устраивать любимые карнавалы, когда достается древняя ветошь и превращается в авангардные костюмы. Можно тренироваться делать «колесо», не боясь перевернуть любимый мамин вазон (все дети ходят в танцевальную секцию). Можно играть на пианино подальше от тех, кто упражняется в письме. 

В прошлом году в Брестской области построили четыре детских дома семейного типа. В текущем планируют пополнить список еще четырьмя адресами. Два коттеджа введены в эксплуатацию в январе. По одному в Бресте и в Высоком Каменецкого района. Таким образом, сегодня в 40 детских домах семейного типа области проживают 264 ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А число деток, усыновленных из Брестской области в прошлом году, — 82. По сути, это целый детский дом.

Нас в детстве учили: дерево держится корнями, а человек — семьей. Слыша это, мы крепче прижимались к мамочке и замирали от счастья, держа ее пальцы в своей ладошке. Вылетев взрослым из родительского гнезда, ребенок продолжает чувствовать внутри некий компас, который в любой ситуации, даже из тупика выводит на прямую дорогу — домой. Семья — это не только социальный статус. Семья — это ощущение собственной значимости, отправная точка для действий, рисков, побед. И пусть вас не пугает цифра, что в Брестской области сегодня 2664 ребенка являются сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей. О них заботится государство, создавая крепкие семьи. Сегодня все больше и больше детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в уютных благоустроенных домах ждут из школы с горячим обедом любящие родители. По-другому быть не может, потому что цель государственной политики — вырастить из каждого малыша личность.

ЦИФРА

В 40 детских домах семейного типа Брестской области проживают 264 ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом 625 детей живут в 441 приемной семье. Еще 1234 ребенка проживают в 1026 опекунских семьях.

hanna.petrachenka@yandex.ru

Фото автора и из архива Светланы Яковук
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter