Высокое напряжение

О годовщине крупнейшего теракта в истории человечества

Вчера американцы отмечали годовщину крупнейшего теракта в истории человечества. По этому скорбному поводу соперники–кандидаты Барак Обама и Джон Маккейн договорились на 24 часа приостановить предвыборную агитацию. Сдается только, что этот жест, ярко обставленный и расписанный по ТВ, сам по себе является неплохим предвыборным ходом. Ну да речь не об этом. А о сместившихся приоритетах.


Спустя семь лет после трагедии 11 сентября угроза терроризма, наверное, не ослабла, по крайней мере, Усама бен Ладен все еще на свободе. Терроризм по горячим следам был объявлен новым вызовом глобальной безопасности. Но сегодня радикальным организациям или фанатикам–одиночкам уже уделяется меньше внимания, чем, допустим, такой традиционной угрозе безопасности, как вооруженный конфликт между суверенными государствами. А ведь еще недавно казалось, что это пережиток прошлого, по крайней мере, когда речь идет о крупных и авторитетных членах мирового сообщества.


«Семь лет подтвердили старую истину: обычно проблемы не решаются, а лишь отходят на задний план, вытесняемые другими проблемами. Например, проблемой 8 августа. Дело в том, что 8 августа 2008 года две могущественные державы возвестили о своем возвращении в исторический процесс», — написал обозреватель британской «Гардиан».


Неужели дело в том, что баланс сил на планете меняется? 15 лет назад теорию однополярного мира было легче обосновать экономическими аргументами. Сегодня, когда все не так однозначно, это делать сложнее. Растут новые центры силы, старые не хотят подвигаться, происходят трения, иногда летят искры...


О войне на Кавказе было сказано и написано много слов. Но это далеко не единственная зона нестабильности на Земле. Вчера наткнулся на такую новость в Интернете: «Высокопоставленный представитель службы береговой охраны США предупредил, что в Арктике может разразиться конфликт, если арктические страны в скором будущем не решат вопрос границ». «Неопределенный статус границ и богатства недр этого региона могут в любой момент спровоцировать здесь конфликт», — такое мнение высказал в интервью Би–би–си контр–адмирал Брукс, в чьем ведении находится регион Аляски. Он призвал заинтересованные стороны срочно сесть за стол переговоров.


Если Арктика — это пока все–таки гипотетическое поле боя, то, например, такие вопросы, как расширение НАТО на восток или размещение в Восточной Европе так называемого третьего позиционного района стратегической противоракетной обороны, — вполне осязаемые очаги напряженности.


Вчера министр иностранных дел России Сергей Лавров был в Варшаве. Никаких иллюзий на тот счет, что ему удастся уговорить Польшу разорвать подписанное с Соединенными Штатами соглашение по ПРО, он не питал. О чем честно заранее предупредил прессу. Но и от российской официальной позиции не отступился ни на йоту: «Мы убеждены, что это была ошибка. Польша, по–видимому, не совсем понимала последствия, когда, по сути, стала участницей очень опасных действий». Накануне командующий ракетными войсками стратегического назначения РФ генерал–полковник Николай Соловцов заявил о том, что Россия может нацелить свои ядерные ракеты на Польшу. Похоже, только 20 миллиардов долларов товарооборота толкают польских и российских политиков за стол переговоров.


Тем временем Вашингтон, не останавливаясь на достигнутом, строит глобальную ПРО. Сенат США проголосовал за размещение еще одного объекта на территории кого–то из своих союзников. Кого именно — пока секрет. Зато известно, что это будет мощный радар (видимо, такой, как в Чехии). Американские законодатели выделили под него 89 миллионов долларов. Причем для этого им пришлось вносить специальную поправку в уже сверстанный бюджет.


Эксперты останавливаются на двух наиболее вероятных местах дислокации: Израиль и Япония. Израильский вариант представляет повышенный интерес для арабского мира и Ирана, японский — наверняка заинтересует Китай...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter