Высокое давление

Как делить трубу?

Как делить трубу?


Эта история началась в далеком уже 1992 году. Трое жителей улицы Ольчинской в Могилеве решили самостоятельно провести в свои дома, расположенные в частном секторе, природный газ. Потратив немалые по тем временам деньги — более 5 тысяч рублей, они официально заказали проект, положили трубу и, сделав врезки, стали пользоваться газом. А недавно начали писать жалобы в различные инстанции. Причиной стало незаконное, по их мнению, подключение к газопроводу еще двух домов, расположенных на соседней улице.


Вместе с начальником отдела обращений граждан и организационной работы Комитета госконтроля Могилевской области Олегом Коробаном я отправился на место.


— Да я из–за этих врезок чуть на воздух не взлетела, — захлестывают эмоции Галину Еремченко. — В тот день поставила кастрюли на плиту и пошла в комнату. Почувствовав запах газа, зашла в кухню и увидела: конфорки открыты, а пламени нет. Вероятно, прежде чем делать врезку, газовщики снизили давление в трубе — вот огонь и погас. Хорошо, что спичку не зажгла... Вышла на улицу и увидела, что у раскопанного газопровода возятся рабочие. Пыталась выяснить, что они делают, но толку не добилась.


— А незадолго до этого, — подключается к разговору хозяин другого, давно газифицированного дома Александр Казинец, — соседи, к которым сейчас газ провели, приходили ко мне и просили поставить подпись на... чистом листе бумаги. Мол, «это так, для какой–то мелочи нужно». На уловку я не поддался... А после того как врезку осуществили, поинтересовался, на каком основании велись работы. Решения горисполкома по этому поводу мне никто не показал. Получается, подключение незаконное? Чтобы выяснить ситуацию, мы начали писать жалобы.


Казалось бы, и что с того, что газ пришел в дома к соседям? Почему не спится тем, кто давно пользуется «голубым» топливом? Ответ прост. Дело в том, что проложенная в 1992–м труба на баланс газоснабжающей организацией не принималась и является, как это ни парадоксально, частной собственностью тех самых трех семей, которые заплатили за нее из собственного кармана. Им, понятное дело, небезразлично, кто и как использует их имущество.


— С подключением к трубе новых домов все сделано, как полагается, — встретил нас с Олегом Коробаном главный инженер Могилевского районного производственного управления газового хозяйства Андрей Шулейко. И, протягивая папку с документами, продолжил: — К одному из них трубу давно собирались тянуть. На проектирование и строительство есть разрешение горисполкома.


Вместе с сотрудником госконтроля внимательно изучаем документ и видим, что срок его действия истек еще в прошлом году. А работы, напомним, велись в этом.


— А мы не по этому проекту работали — по другому, — стоял на своем Андрей Шулейко.


Но разрешительного документа, выданного городской «вертикалью», он так и не показал.


— Мы передали документы в облисполком, чтобы расставить точки над «i» в этом не до конца понятном пока деле, — подвел итог Олег Коробан. — Вполне вероятно, история получит дальнейшее продолжение — не совсем приятное для отдельных должностных лиц.


Между тем частный случай высветил общую проблему. У нас, оказывается, немало владельцев... газопроводов. Это и группы частников — как на улице Ольчинской в Могилеве, и товарищества, создаваемые для газификации отдельных улиц и кварталов. По идее, после завершения работ газопроводы надо передавать на баланс снабжающих организаций. Объекты повышенной опасности должны находиться под надзором специалистов. Однако четкого механизма передачи газопроводов не существует. Вот и остается кусок трубы в частной собственности... Ведь, по словам Андрея Шулейко, даже для того, чтобы передать его от одной организации другой, нужно разрешение Совмина. Если строго следовать букве закона, то, чтобы взять, к примеру, на баланс 100 метров газопровода, которыми владеет частник, надо каждый раз обращаться в Правительство.


С другой стороны, нынешнее положение дел опасно еще и вот с какой точки зрения. Вспомним, как в свое время хозяева больших деревенских коттеджей, не желавшие платить солидные суммы за центральное отопление, отключались от теплотрассы, найдя более экономичный вариант обогрева жилища. Теоретически нечто подобное может произойти и с газом. Посчитает человек, что ему невыгодно им пользоваться, и напишет заявление с просьбой отключить от снабжения его личный участок газопровода. А чтобы не пропадали его деньги, еще и трубу выкопает... Либо — еще один вариант развития событий — подаст в суд на газоснабжающую организацию с иском об уплате за транзит через принадлежащую ему нитку. Кто сказал, что такое невозможно?..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter