Престиж сельского хозяйства поднимут в агроклассах

Высокий спрос на агрокласс

Белорусская сельхозакадемия готова взять бобруйских учеников даже без экзаменов, но при одном условии...

В этом учебном году в школах впервые открылись агроклассы. Главная цель — популяризация сельхозпрофессий среди молодежи. И это как нельзя кстати. Ведь когда речь заходит о престижности, на первом месте программисты, менеджеры, бизнесмены, но никак не специальности, напрямую связанные с АПК. Хотя в структуре ВВП ему принадлежит почти 8 процентов. Это четвертая позиция после обрабатывающей промышленности, чистых налогов на продукцию и торговли. Только вот тенденции в обществе развиваются в несколько ином русле. Корреспондент «СГ» на примере Бобруйского района решила разобраться, смогут ли классы сместить акценты и повысить авторитет аграрных специальностей.

В них сегодня, по данным Минобразования, занимается 1217 человек, 871 — ребята из сельской местности. Экзамены для поступления сдавать не нужно — главное, чтобы отметки по профильным предметам, химии и биологии, были не ниже 6 баллов. Обучение рассчитано на два года, 10-й и 11-й классы, и проходит в двух направлениях: введены дополнительно по 4 часа на химию и биологию еженедельно, а в шестой школьный день учащиеся посещают факультатив «Введение в аграрные профессии». Это еще 140 часов, которые подразумевают не только теоретическую подготовку, но и занятия в полевых условиях, чтобы у ребят была возможность применить полученные знания на практике.

Петр ЧИГИРЬ и Анна МАЗУР изучают строение клетки.

В проект вовлечены 202 школы, причем 53 из них расположены на Могилевщине. К слову, это самый высокий показатель среди областей. Но в главном управлении по образованию Могилевского облисполкома посоветовали не торопиться относить ситуацию к разряду нестандартных и объяснили почему.

— На количество агроклассов повлиял лишь повышенный спрос среди учеников области. Он обоснован серьезными преимуществами, которые предоставляются по окончании профильного обучения, — поясняет главный специалист Екатерина Василькова. — Да и всплеск был ожидаемым, ведь еще в прошлом учебном году районные отделы образования провели тщательную профориентационную работу, организовав для ребят встречи с представителями успешных хозяйств, аграрных вузов, чтобы рассказать о перспективах развития отрасли. В итоге смогли вызвать неподдельный интерес, поэтому школьники и пришли к нам с серьезной мотивацией углубить свои знания в области АПК. То есть мы смогли нащупать то, что ребятам интересно, и предоставили им весь необходимый инструментарий для достижения поставленных целей.

Также Екатерина Николаевна подчеркнула, что работа будет продолжаться и дальше: «Это одна из стратегических задач, ведь сегодня остро чувствуется нехватка толковых кадров, знакомых с сельским укладом жизни, которые в дальнейшем, отбыв распределение, остались бы в АПК». 

И ВСЕ же, как действует агрокласс на практике? В Бобруйском районе профильное обучение открылось на базе Химовского УПК детский сад — средняя школа. Учатся четверо — большая часть 10-го класса, в котором всего-то 7 учеников. Максим Славников записался одним из первых:

Максим СЛАВНИКОВ — один из перспективных учеников, обращает внимание учитель химии и биологии Марина КЛИМОВА.

— Мне с детства нравится техника, особенно тракторы. Теперь они современные, мощные — думаю, и работать на них одно удовольствие. Поэтому и планирую окончить вуз и работать в сельском хозяйстве, желательно в своем районе, недалеко от дома. Родители меня поддерживают. Согласен, в городе, может, и легче, но свои издержки есть везде. 

— Я вот тоже записался в агрокласс не раздумывая, — подключился к разговору Петр Чигирь, одноклассник Максима. — Жить нужно по принципу: где родился, там и пригодился. Это раз. Два — углубленное изучение предметов. Конечно, нагрузка большая — химия и биология и без того сложные. Поначалу себя заставляешь, но со временем втягиваешься. Да и знания лишними не бывают. 

Пожалуй, обычные школьные дни ничем не выдают принадлежность ребят к особому сословию, то бишь классу. А вот в шестой школьный день они с головой окунаются в исследование агронауки на факультативе. 

Наталья НОВИКОВА.
— Программа построена по нескольким направлениям, начиная с растениеводства, животноводства, почвоведения, технического обеспечения сельхозорганизаций и заканчивая социально-экономическим обустройством агрогородков. На занятиях мы затрагиваем различные сферы и проблемы, с которыми сталкиваются аграрии, — поясняет директор Химовского УПК детский сад — средняя школа Наталья Новикова. 

Она же и ведет этот факультатив, так как по образованию учитель химии и биологии. К каждому уроку, несмотря на то, что у ребят есть электронные учебники, готовит образцы, подходящий фото- и видеоматериал. При этом часть его будут усваивать на практике — в хозяйствах района, на перерабатывающих предприятиях. Наталья Николаевна утверждает, если нет наглядных примеров — эффективность занятий падает в разы. Когда дело дойдет до изучения сельхозмашин, школа постарается привлечь своих бывших выпускников, которые окончили сельхозакадемию в Горках и сейчас работают в организациях АПК.

Программа факультатива построена так, чтобы спустя два года выпускники могли уметь классифицировать кормовые культуры, разбираться в породах лошадей, овец, свиней, делать выводы о дефиците макро- и микроэлементов, воды в организме животных и растений, обосновывать выбор приема обработки почвы и типа севооборота. 

Стоит ли игра свеч? Думаю, пришла пора рассказать о льготах для учащихся агроклассов при поступлении в профильные вузы. Например, программу для Химовского УПК детский сад — средняя школа предоставила Белорусская сельхозакадемия. Поэтому на агрофак вуза ребят готовы взять даже без вступительных экзаменов. Но при условии, что они успешно освоят программу факультатива, а в аттестате будут отметки не ниже 6 баллов. Впрочем, никто не станет обязывать ребят штурмовать лишь аграрные вузы. Но даже в таком случае время потерянным не назовешь — знания пойдут на пользу. 

НУЖНЫ ли агроклассы? На этапе их становления звучат разные предположения. Оно и понятно: первые шаги не всегда даются легко. Но прежде чем вынести окончательный вердикт, хочется обратиться к некоторым фактам. Жизнь сегодня течет в несколько ином ключе, нежели лет двадцать назад. Главная причина, как следует из соцопросов, сместился акцент в критериях поиска работы — теперь она должна быть непыльной, необременительной и в свое удовольствие. В какой-то степени все вышесказанное подтверждает и Белстат. По приведенным данным, за последние 7 лет становится очевидным отток силы с промышленных предприятий: количество работников сократилось более чем на 170 тысяч человек — осталось немногим более миллиона. 865 тысяч, а не миллион, задействовано в обрабатывающей промышленности. В строительной отрасли осталось 280 тысяч, хотя ранее было в полтора раза больше. Сельское хозяйство, кстати, тоже в списке все чаще убывающих. По последним данным, в организациях АПК осталось на 70 тысяч меньше — 416 тысяч работников. На фоне других отраслей падение за 15 лет, можно сказать, колоссальное — более чем на треть: в 2000-м в сельхозорганизациях трудились 674 тысячи человек. Но при этом неустанно продолжает расти количество трудоустроенных в сфере информации и связи — с 79 до 104 тысяч человек; в научной и технической деятельности уже 140 тысяч; почти на 20 тысяч больше — 102 тысячи — закрепилось в сфере оказания административных и вспомогательных услуг.

Акценты смещаются не только в пользу тех или иных профессий, но и места жительства. Дело в том, что сельчан с каждым годом становится все меньше: в 2018-м их насчитывалось 2080 тысяч, что почти в полтора раза меньше, чем 25 лет назад. А это накладывает отпечаток на аграрную отрасль — большинство хозяйств уже не первый год страдают от нехватки квалифицированных кадров. 

В свете последних событий агроклассы делают доброе дело, подбирая для аграрных вузов замотивированных школьников, которые не понаслышке знают о сельском укладе жизни. Поэтому и риск, что с дипломом они отправятся в поисках более легкого хлеба, минимальный. Соответственно, закрепить кадры, заметьте, квалифицированные, на селе станет проще. С другой стороны, и ребятам будет легче получить высшее образование по сельхозспециальности. Не секрет, что сельским детям куда сложнее конкурировать с городскими, поэтому в аграрные вузы все чаще попадают горожане, которым образование нужно лишь ради корочки. Им и дела нет до проблем АПК. На этот факт однажды обратил внимание руководитель одного из предприятий Могилевщины, подчеркнув, что от таких специалистов больше вреда, нежели пользы. Впрочем, он поддерживает идею профильного обучения со школьной скамьи и предусмотренную систему льгот, так как ряд сельхозорганизаций переживает не лучшие времена лишь потому, что не хватает замотивированных молодых специалистов. 

syritskaya@sb.by

Фото автора и из архива школы.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter