Кто претендует на премию Союзного государства в этом году?

Высокие ноты партитуры братства

Премии Союзного государства в области литературы и искусства присуждаются творческим людям Беларуси и России, которые внесли наибольший вклад в укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между нашими странами

Впервые премия была вручена в 2002 году. Тогда звание лауреата получили российский актер Алексей Петренко, белорусский драматург Алексей Дударев и народный писатель Беларуси Иван Шамякин. С тех пор премии присуждаются каждые два года. Ее лауреатами в разные годы становились известные и почитаемые в наших странах люди: художники Михаил Савицкий и Валентин Сидоров, братья Ткачевы и Леонид Щемелев, актеры Александр Калягин, Ростислав Янковский и Владимир Гостюхин, композитор Александра Пахмутова, дирижер Михаил Финберг. В прошлом году число лауреатов самой престижной союзной награды пополнили народный художник Беларуси Иван Миско за серию произведений монументального искусства, россиянка с белорусскими корнями искусствовед Инесса Слюнькова за книги по истории архитектуры Беларуси, прославленный российский актер Владимир Зельдин за роль Дон Кихота в мюзикле “Человек из Ламанчи”.

С 2002 года изменились правила выдвижения претендентов на премию, формат общественного обсуждения кандидатур, размер премии (сегодня она составляет 5 миллионов российских рублей), но суть награды остается прежней — воздать должное тем, кто предан дружбе двух народов, крепит ее своим творчеством.

Лауреатов очередной премии за 2015—2016 годы наградят только в следующем году на “Славянском базаре в Витебске”. Но судьба премии решается в году нынешнем. Весной Экспертный совет по премиям Союзного государства, созданный при Постоянном Комитете Союзного государства, из десяти проектов, которые выдвинули творческие союзы и организации культуры, выбрал шесть номинантов. Полгода шло их общественное обсуждение, и в конце сентября эксперты свое решение приняли. Но пока имена трех победителей, получивших наибольшее число голосов, не называются. Протокол заседания Экспертного совета должен еще утвердить Совет Министров Союзного государства. А окончательное решение, кому достанутся премии, примут президенты двух стран на заседании Высшего Госсовета Союзного государства, которое планируется провести в конце года.

— Премий в этом году не хватило! — считает член Экспертного совета, художественный руководитель Театра-студии киноактера при “Беларусьфильме”, народный артист Беларуси Александр Ефремов. — Белорусская сторона была представлена безупречными именами — каждый достоин самой высокой награды. С российской стороны для меня бесспорный лидер — Владимир Федосеев. Рассказывали, как эмоционально прошел его концерт с “Песнями военных лет” в Германии, немцы слушали и плакали. В Минске на его концертах зал пел.

Напомним всех, кто претендует на победу в этом году.

ВЕЛИЧИЕ И ПРОСТОТА ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА


Авторы памятника Святейшему Патриарху Алексию II, установленного у Храма Всех Святых в Минске

Идея протоиерея Федора Повного, скульптора Владимира Слободчикова и архитектора Игоря Морозова создать в Минске памятник Алексию II была поддержана Александром Лукашенко. Памятник решили поставить на территории Всехсвятского прихода, строительство которого шло под постоянным вниманием Его Святейшества. Алексий II еще в 1991 году в дни первого визита в Беларусь освятил камень на месте строительства будущего храма и потом еще несколько раз посещал приход. Памятный камень, освященный Патриархом, и стал, в прямом смысле этого слова, основой архитектурной композиции. От него идут три каменные ступени — символ посещений строящегося храма Алексием II. На последней, лицом к храму, установлена скульптура Патриарха, что создает эффект совместного восхождения верующих в храм.

— Патриарх любил Беларусь и, будучи в высоком сане, посетил ее не раз и не два. Было шесть пастырских визитов в нашу страну. Очень трудно было передать через скульптуру дух, харизму Его Святейшества, — вспоминает настоятель Всехсвятского прихода, протоиерей Федор Повный, — но нам это удалось. Когда посмотреть на работу приехал Митрополит Филарет, он очень долго стоял перед памятником. И потом уже, сев в автомобиль, сказал: “Я не просто узнал, я увидел Патриарха!”. Это высочайшая оценка.

— Именно сочетание простоты и величия подкупило меня в этом человеке. К сожалению, лично я с Патриархом не встречался, но перед началом работы познакомился с документами, книгами о нем, пересмотрел фотографии, прослушал его проповеди, — рассказывает о работе над памятником скульптор Владимир Слободчиков. — Протоиерей Федор Повный был близко знаком с Алексием II и он подсказывал, на что обратить внимание, где сделать акцент. Каким должен быть прищур глаз, взгляд, как должна лежать ряса, клобук (головной убор) — без таких деталей трудно добиться достоверности, образности. Они очень важны в работе скульптора, ведь именно через детали полностью раскрывается образ человека.

Памятник был открыт в 2012 году Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

ПИСЬМО ИЗ 45-ГО


Композитор Игорь Лученок за цикл патриотических песен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Творчество Игоря Лученка хорошо знают во многих странах мира. А Беларусь и Россия одинаково считают его своим композитором. Творческий путь Игоря Михайловича отмечен многими самыми высокими званиями и наградами. Он — народный артист СССР и Беларуси, лауреат Государственной премии Беларуси и специальной премии Президента страны, почетный гражданин города Минска, председатель Белорусского союза композиторов, профессор. Игорь Лученок выступил одним из организаторов международного фестиваля “Славянский базар” в Витебске, стал автором музыки гимна Союзного государства.

С песнями композитора выступают “Песняры”, “Сябры”, “Верасы”, Иосиф Кобзон, София Ротару, Лев Лещенко, Ядвига Поплавская и Александр Тиханович, многие другие известные артисты наших стран. Музыка Лученка всегда подкупает своей мелодичностью и национальной самобытностью. Всенародно любимыми и в Беларуси, и в России стали песни “Олеся”, “Зачарованная моя”, “И пока на земле существует любовь...”, “Авэ Марыя”, “Полька белорусская” и многие другие. Всего композитор написал их около полутысячи.

Особой в его творчестве была и остается тема Великой Отечественной войны и подвига советского народа . Кто не помнит песни “Хатынь”, “Память сердца”, “Если бы камни могли говорить”, “Майский вальс”, “Письмо из 45-го”... Написанные композитором много лет назад, они и сегодня никого не оставляют равнодушными.

70-летию Победы в Великой Отечественной войне Игорь Лученок посвятил новый цикл композиций, который тут же был номинирован на премию Союзного государства.

МОСТ, КОТОРЫЙ СОЕДИНЯЕТ НАШИ НАРОДЫ


Концертные программы Национального академического народного хора Республики Беларусь имени Г.И. Цитовича под руководством народного артиста Беларуси Михаила Дриневского


Уникальность Национального академического народного хора Республики Беларусь имени Г.И. Цитовича в том, что здесь не только поют. Коллектив состоит из трех групп: хоровой, танцевальной и оркестровой. Всего более ста человек. Но на концертах эта громада превращается в единый живой организм, на который любо-дорого посмотреть. За время существования Национальный академический народный хор имени Г.И. Цитовича объехал не только всю Беларусь, но и все крупные города России. И везде его принимали на бис.

Руководитель хора — профессор, председатель Белорусского союза музыкальных деятелей, народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии страны Михаил Дриневский постоянно включает в программу коллектива как белорусские, так и русские народные песни, которые, говорит Михаил Павлович, для него тоже родные:

— Может, по характеру немного отличаются от белорусских — больше раздолья, размаха... Тем интереснее с ними работать. Мы берем у народа песни, обрабатываем их немного и снова возвращаем народу. У каждой их наших стран свой фольклор. Но мы — славянские народы, поэтому не только слушаем, но и поем песни своих соседей. Искусство — это мост, который способен соединять народы. Вот смотрите: СССР распался, но наше Союзное государство только крепчает и процветает, общие интересы нащупывают страны в рамках ЕАЭС. И искусство здесь играет не последнюю роль.

ПЕСНИ О ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЯХ


Аудиоальбом “Где калина цвела”


У этого проекта сразу три автора: исполнитель — народный артист Беларуси Анатолий Ярмоленко, композитор — заслуженный деятель искусств Беларуси Олег Елисеенков и поэт Иван Юркин.

— Вначале было слово, — рассказывает о рождении проекта Олег Елисеенков. — И это слово принес Иван Юркин. После концерта предложил взглянуть на плоды своего творчества. Стихи оказались песенные, мелодичные, зацепили одним словом. Музыка появилась быстро, и стали мы с Юркиным гадать, кто же петь-то будет? С каждой новой мелодией в моей голове все отчетливее звучал голос Анатолия Ярмоленко. На свой страх и риск показал ему свои наброски и предложил присоединиться к нашему тандему. К удивлению, он не думал ни минуты, согласился и сразу включился в работу. Стихи оказались ему близки, он почувствовал в них свое, родное, что возвращало его в детские годы, в круг семьи к уютному домашнему очагу. А еще для Анатолия Ярмоленко это был отдельный от “Сябров” проект, этакий сольный выход.

Любопытно, что по профессии Иван Юркин военный, литературой увлекся относительно недавно. Однако по чистоте и искренности с его произведениями не сравнятся творения многих маститых авторов. За основу альбома “Где калина цвела” взят формат семейного альбома. Это песни о вечных ценностях — любви к Отчизне, родному уголку, семье. Они подходят для любого места и любой компании, потому что получились композиции необыкновенно душевными и живыми.

СИМФОНИЯ ПОБЕДЫ


Проект “Песни военных лет” народного артиста СССР, художественного руководителя и главного дирижера Государственного академического Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского Владимира Федосеева



Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского — единственный оркестр, который не покинул Москву в военные годы и по просьбе бойцов с фронта исполнял патриотические произведения русских и советских композиторов по радио, поднимая боевой дух солдат.

Программа “Песни военных лет” — это новый проект, подготовленный Владимиром Федосеевым по старым и всем знакомым композициям. Программа включает все самые любимые и исполняемые песни военного и послевоенного времени.

— За год до 70-летия Великой Победы мы готовили торжественный концерт к 9 Мая в Колонном зале, — Владимир Федосеев вспоминает, как родился проект. — И поскольку в воздухе витали предъюбилейные настроения, я предложил сыграть “Вставай, страна огромная!”. Зал встал, словно какая-то сила подняла людей. Увидев такую реакцию, понял, какую музыку надо играть. Народ помнит и музыку, и слова. И не только старики, но и молодежь.

Начал поиск певцов. Договорился с белорусами, поскольку Беларусь в войну очень много страдала и песни у них замечательные. Обратился в Минскую филармонию. Долго выбирали песни, советовались с оперными солистами — решили поднять их до уровня симфонического оркестра и больших певцов. Откликнулись солисты Мариинского и Большого театров, а также Большого театра оперы и балета Беларуси. Объединив усилия, подготовили концерт в двух отделениях. Кроме песни “Вставай, страна огромная!”, в репертуаре были “Шумел сурово брянский лес”, “Тачанка”, “На солнечной поляночке”, “Солдаты идут”... На всех концертах нам подпевала публика. Весной этого года пели в Берлине. Слова не всегда гладили немцев, но они внимательно слушали и воспринимали, можно считать, совершали очередной акт покаяния. Это живая музыка, она вечна и она должна жить.

СЯБРЫ КОРЕННОГО СИБИРЯКА


Цикл песен народного артиста Российской Федерации Олега Иванова

Многие песни композитора, коренного сибиряка, стали популярными в наших странах благодаря белорусским исполнителям. Все началось с песни “Олеся” в 1978 году, которая практически сразу стала шлягером и визитной карточкой белорусского ансамбля “Сябры”. Олег Иванов вспоминает:

— Поэт Николай Зиновьев познакомил меня однажды с Анатолием Поперечным, и тот сразу сказал: “Олег, а у меня для вас есть песня”. И карандашом на листе бумаги написал текст. Слова были замечательные — о девушке с Полесья. Но в репертуаре “Песняров” уже была песня “Олеся” на музыку Игоря Лученка. “Это нестрашно, — успокоил Поперечный. — У нас будет совершенно непохожая “Олеся” — купринская и звучать она будет на русском языке”. Вернувшись в Новосибирск, я быстро написал песню.

Не скрою, надеялся, что ее возьмут “Песняры”, но мне сразу сказали, что даже для такого великого коллектива двух “Олесь” будет много. И посоветовали: в Гомеле есть “Сябры”, но у них нет яркой, запоминающейся песни. Я отправил в Гомель пленку. А через месяц уже прилетел на запись песни на Центральное телевидение. В студии играли вживую. Ребята запели, слушаю — вроде моя и в то же время не моя песня. Не ожидал, что так красиво можно было исполнить. Благодаря ансамблю “Сябры”, его солисту и руководителю, народному артисту Беларуси Анатолию Ярмоленко, моему большому другу, на каждом концерте исполняющему “Олесю”, песню знают и сегодняшние зрители.

Сразу после “Олеси” я написал “Глухариную зарю” на слова Анатолия Поперечного. Потом “Родную деревню”, “Лесную колдунью”, “Белое облако” на стихи Роберта Рождественского... “У криницы”, “Завалинка”, “Печки-лавочки”, как мне кажется, несут явный сибирский дух. Но “Сябры” исполняли мои песни абсолютно по-белорусски, самобытно, более мягко.

До “Сябров” я сотрудничал с “Верасами”, несколько моих песен исполняли “Песняры” — “Печеная картошка”, “30 тысяч дней”, “Запах полыни”. Кроме “Сябров”, мои песни сегодня поют и Дима Колдун (“Любить друг друга” на слова Роберта Рождественского), и Александр Тиханович с Ядвигой Поплавской (“Город-городок”).

Шлягерами стали и другие песни композитора. Олег Иванов двенадцать раз становился лауреатом конкурса “Песня года”.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter