Вышли за рамы

Почти одновременно в Минске открылись две выставки современного искусства...

Почти одновременно в Минске открылись две выставки современного искусства — проект «Зямля пад белымi крыламi» вывернул на новый, молодежный этап. Все арт–объекты (пожалуй, именно такое определение тому, что выставлено сейчас в Музее современного изобразительного искусства и в галерее «Университет культуры», подходит точнее всего) действительно вполне нестандартны и небезынтересны. Однако актуального в них немного, хотя нередко именно это слово искусствоведы употребляют сегодня в качестве синонима «современному». Но ни экологических, ни социальных, ни других острых тем участники выставок решили не затрагивать.


Залы Музея современного изобразительного искусства в эти дни могут заменить даже кабинет психотерапевта. Успокаивающий шум дождя, ритмичный плеск волн, которыми «озвучены» занявшие все пространство музея шалаш–времянка и покрытые мхом ульи, напомнят каждому свое. Одним — бесшабашность Казантипа, другим — безмятежность прибалтийского побережья... Ульи, кстати, самые настоящие, как раз оттуда, с белорусско–литовского приграничья, и привезены. Но самые непосредственные реакции у гостей выставки «Внутреннее пространство» провоцирует огромный голубой шар, парящий над монитором с интерактивной «трансляцией» плывущих облаков. Явно случайно забредший на вернисаж гражданин в робе рабочего и с увесистым бумажным пакетом дергает этот шар за веревочку, подмигивает стоящему рядом парню с креативной прической и как–то совсем по–детски предлагает: «Давай полетим!» На втором этаже полным ходом идет другой эксперимент. Суть вот в чем: в течение недели художники предложили своим знакомым не думать о людях плохо. А после записали их ощущения, разместив рядом фотопортреты «подопытных» с пометкой «до» и «после». И теперь предлагают каждому из зрителей сделать то же самое — к слову, поделиться личным опытом можно тут же, на специальном листе ватмана...


Павел Войницкий, Сергей Завиженец и Дарья Ивановская, авторы большинства композиций, не скрывают, что объединились специально для того, чтобы создавать «позитивное искусство». Не в меньшей степени угодить публике могут и другие участники этой выставки — даже «фотографии» Игоря Савченко, лишенные изображения в пользу одних только «Подписей к фотографиям» (так называется его проект), ни у кого не вызовут раздражения. И тут — сплошной позитив...


Проект галереи «Университет культуры» «Трансформация. ДПМ–2010» также демонстрирует именно то, что обещано в названии. Соломку, дерево, глину и другие традиционные для народного творчества материалы современное декоративно–прикладное искусство преобразует в предметы весьма неожиданные. Как вам стеклянные вентиляторы или лампы из соломы, например? Все активнее молодые художники используют и новые материалы: шестеренки от всевозможных механизмов, компьютерные детали... Декоративные окна в чужие сны и жизни от Анны Силивончик хочется разглядывать часами. Изящная керамика Максима Колтыгина вполне может претендовать на новое явление в национальном искусстве, хотя он ничуть не пытается копировать своего знаменитого отца, Валерия Колтыгина, основателя уникального пленэра керамистов «Арт–Жыжаль»... И в остальном эта выставка могла бы стать шикарным рождественским подарком для минской публики. Но современное белорусское искусство все же больше и разнообразнее.


Что и заявляет группа художников выставкой «Двери открываются? Белорусское искусство сегодня», занявших значительное место в вильнюсском Центре современного искусства. Рядом с Владимиром Цеслером, Русланом Вашкевичем, Артуром Клиновым и другими знаковыми персонами национального современного искусства стоят имена не такие известные, а то и вовсе неизвестные нашей публике. В том числе — молодых авторов, работающих за пределами Беларуси, но считающих себя белорусскими художниками. Определенно, их творчество могло бы стать очень любопытной частью проекта «Зямля пад белымi крыламi». Особенно когда ставится такая амбициозная цель — показать все, что копилось в мастерских наших творцов последние 20 лет. Но на деле проект выглядит отнюдь не таким масштабным, как было обещано. Ведь для того чтобы сформировать законченное представление о современном белорусском искусстве, приходится ехать в Вильнюс, который, конечно, в считанных часах езды от Минска и других городов Беларуси, но уже и не совсем чтобы по соседству...


Какое оно — новое поколение белорусских художников? Существует ли вообще понятие национального актуального искусства? Наконец, что Беларусь могла бы продемонстрировать на грядущем Венецианском бьеннале? Ответа на эти вопросы «Зямля пад белымi крыламi» пока не дает.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter