На сцену Большого театра Беларуси вернулась «Иоланта» Петра Чайковского

Вышли на свет

В эти дни Большой театр продолжает принимать гостей Минского международного Рождественского оперного форума. Главное место в программе этого сезона заняла монументальная «Иоланта» — последняя опера Петра Чайковского и наиболее амбициозная оперная продукция нашего театра в этом сезоне. Красивый миф о благодатной слепоте и счастье прозрения публике представили все три главных постановщика Большого: режиссер Анна Моторная, дирижер Артем Макаров и художник Любовь Сидельникова. Результат получился достойный — обновили не сломав.

Король Рене (Андрей Валентий) всю жизнь оберегал слепую дочь от внешнего мира.

Как настоящие

«Иоланта» — произведение для театра, конечно, далеко не новое. Четыре предыдущие попытки вывести эту оперу на сцену Большого до сих пор были успешными. Нынешняя, пятая версия спектакля зрителям тоже наверняка придется по вкусу. Режиссер Анна Моторная, известная своей железной волей, точным жестом и даром убеждения, от фактуры первоисточника отступать не стала.
В основе сюжета осталась все та же сказка датского писателя Генриха Герца «Дочь короля Рене», рассказывающая нежную и трогательную историю любви незрячей дочери короля Рене Иоланты и рыцаря Водемона.
Впрочем, главное в этой легенде о пути человеческой души все же музыка великого русского композитора, обращает внимание Анна Моторная.

Елена Золова (Иоланта) и Екатерина Михновец в роли Марты.

— Мы хотим вернуть минской публике грандиозный проект — камерную одноактную оперу Петра Чайковского, которая, на мой взгляд, стоит всех его сочинений. Среди прочих опер эта — настоящая жемчужина, у которой абсолютно счастливый финал. Я искренне считаю «Иоланту» беспрецедентным шедевром, который должен заставить всех нас задуматься о смысле бытия и обратиться к первоисточнику: понятиям любви, духовного возрождения, смерти и бессмертия. Мы не придумывали ничего, все есть в музыке Петра Чайковского и в прекрасном сюжете его младшего брата Модеста. Кажется, вроде простая история. Но музыка поднимает ее до невероятных высот, — убеждена Анна Дмитриевна.
Музыка Чайковского открыла и другие возможности, сценографические в том числе. Главный художник театра Любовь Сидельникова превратила сцену Большого в прямом смысле в цветущий райский сад.
Спектакль действительно получился в своем роде необыкновенный: театрально бережный, музыкально аккуратный по отношению к классике и визуально приятный. Все вместе это, по задумке постановщиков, должно погрузить зрителей в абсолютный рай.

— Стояла задача сделать сцену максимально зрелищной, похожей на съемочную площадку. Зритель, смотря спектакль, должен видеть кинокартинку. Все растения, конечно, бутафорские, но мы постарались сделать их натуральными, чтобы цветы выглядели как настоящие. Что касается костюмов, они не стопроцентно исторические. Это стилизация, созвучная времени, в котором происходит действие: эпохе Возрождения, — добавляет Любовь Сидельникова.

Друзья-рыцари Роберт (Денис Янцевич) и Водемон (Александр Михнюк) ищут любовь — и в конце концов благополучно находят.

Новые смыслы

Поэтическая одухотворенность, благородство и чистота чувств в свое время сделали «Иоланту» одним из самых гармоничных и светлых произведений Чайковского. За пронзительный тон и смысл оперы на премьере ответили Елена Золова (Иоланта), Андрей Валентий (король Рене) и Владимир Громов (врач Эбн-Хакиа), в чьей драматической и вокальной выразительности даже не пришлось сомневаться. Все трое выходили на сцену в предыдущей версии спектакля, а потому называют свои роли близкими и понятными. Народный артист Беларуси Владимир Громов признается:

— Даже несмотря на то что я вновь обращаюсь к этой партии, все равно нахожу в ней новые смыслы. Новая «Иоланта» благодаря стараниям Анны Дмитриевны — это уже абсолютно другой спектакль. Он не может не вызывать симпатию.


Еще одна вокальная роскошь постановки — бас заслуженного артиста Беларуси Андрея Валентия в партии короля Рене. После премьеры «Иоланты» в Минске артист уехал в Москву петь все того же короля Рене, но уже на сцене российского Большого.

— Для меня нынешняя постановка уже пятая. И скажу по опыту, «Иоланта» — один из самых сложных спектак­лей в первую очередь для режиссера. Потому что опера статичная, в ней мало движений и действий. И то, что делает с нами Анна Дмитриевна, для меня едва ли не намного интереснее, чем сама опера. Анна Моторная действительно раскрасила этот спектакль. В российском Большом, например, все намного проще: мы просто стоим 2,5 часа на сцене и поем, — сравнивает артист.

Возвращению «Иоланты» в афишу Большого Андрей Валентий несказанно рад:

— Для баса в нашем театре мало работы, и «Иоланта» — та опера, в которой можно раскрыть все свои вокальные возможности. Партия крайне сложная, нужно быть максимально собранным, находиться в хорошей вокальной форме. Иногда даже шучу, что король Рене здесь главный герой, поскольку драма Генриха Герца, которая легла в основу либретто Модеста Чайковского, называлась «Дочь короля Рене».



Режиссер Анна Моторная, в свою очередь, еще одним главным героем оперы называет свет. Как в физическом, так и в мистическом смысле, как свет Божьей благодати, пронизывающей все сущее:
— Это редчайшая опера, которая приходит к абсолютно светлому катарсическому финалу. Наша задача — преподнести ее зрителю так, чтобы каждый мог ощутить этот катарсис.
Ближайшие показы обновленной «Иоланты» запланированы на 21 декабря и 18 января.
В последний раз театр обращался к «Иоланте» почти 20 лет назад, в 2004-м. До этого самое светлое произведение Петра Чайковского ставили в Большом в 1952, 1975 и 1993 годах.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter