Выше только звезды!

Корреспондент «СБ» побывал на одной из последних тренировок наших фристайлистов перед отлетом на чемпионат мира в Японию

Корреспондент «СБ» побывал на одной из последних тренировок наших фристайлистов перед отлетом на чемпионат мира в Японию


Морозец кусался. Выпавший за ночь снег приятно хрустел под ногами. Мы с главным тренером белорусской сборной по фристайлу Николаем Козеко поднимаемся к трамплинам. «Хоть в чем–то должно нам везти, — усмехается Николай Иванович. — Вот с погодой сейчас подфартило. А то не смогли бы нормально потренироваться перед чемпионатом мира. Планировали провести сбор в Швейцарии, но не смогли этого сделать из–за природных катаклизмов: то дождь, то метель. Решили поработать в «Раубичах» и не прогадали».


Возле ледяных трамплинов в кучу свалены... лопаты. Специальный трактор чистит и утрамбовывает снег в месте разгона фристайлистов. Спортсмены только начинают подтягиваться. На тренировку каждый из акробатов приходит с еловыми ветками. Хвойные лапки атлеты складывают в специально вырытую яму. Один из тренеров берет лопату и начинает неистово толочь принесенные ветки. Делает это тщательно, усердно. Все фристайлисты в сборе: Алексей Гришин, Дмитрий Дащинский, Антон Кушнир, Анна Гуськова. Команда вооружается лопатами и идет с ними в ориентировочное место приземления при прыжках. Весь коллектив начинает молотить инструментами труда по снегу. Картина напоминает студенческий субботник.


— Это они снег разбивают, чтобы приземляться мягче было, — объясняет Козеко, видя в моих глазах недоумение.


Работают ребята на совесть, не халтурят. Алексей Гришин даже вспотел — пришлось снимать куртку. Минут через 10 «место посадки» готово. «Ура, наконец–то прыгать начнут», — думаю я. Оказалось, рано радовался. Фристайлисты и впрямь встают на лыжи и направляются на склон, но до прыжков еще далеко.


Тренеры выносят прибор, до боли похожий на автомобильный радар. Он нужен для замера скорости разгона перед заходом на трамплин.


— Несколько лет назад для замера скорости на разгоне одолжили «пистолет» у гаишников, — рассказывает Козеко. — Правда, выяснилось, что он не реагирует на человека. Пришлось заказывать специальные приборы у американской компании. Они универсальны: можно и скорость человека определить, и автомобиля. Шутим, что, если есть свободное время, можно отправиться на дорогу и подзаработать.


Начались замеры. Необходимо найти оптимальное место начала разгона. Но и на этом приготовления к тренировке еще не завершены. Черед доходит до еловых лапок. Оказывается, это своеобразные метки, «посадочная полоса».


— Когда ты в прыжке и смотришь вниз — все сливается в единую белую массу, — объясняет Козеко. — Эти елочки мы насыпаем на место приземления, чтобы у акробатов были ориентиры.


Теперь все готово. Сборная приступает к прыжкам. Пристально наблюдая за подопечными, Николай Козеко умудряется отвечать и на мои вопросы.


— Николай Иванович, почему в нынешнем сезоне команда выглядела не столь ярко в сравнении с предыдущими?


— Прошлый год был довольно успешным по двум причинам: на мировой уровень вышел Антон Кушнир и стабильно выступал Дмитрий Дащинский. В этом сезоне у Кушнира были немного другие задачи — опробовать и обкатать олимпийскую программу. Антон выполнял тройное сальто с пятью пируэтами, ошибся на приземлении и пропустил из–за этого несколько стартов. У Дащинского в этом сезоне выпал заключительный этап летней подготовки из–за проблем со спиной. Отмечу также, что в прошлом сезоне не было чемпионата мира и мы ставили задачу показывать результат на этапах Кубка мира. В этом году основной старт для нас — планетарное первенство. По его итогам и посмотрим, насколько удачным оказался сезон.


— И какие цели вы ставите на чемпионат мира?


— Борьба за медали.


— Что–то настораживает вас перед отлетом в Японию?


— Там очень неустойчивая погода, впрочем, это общая беда.


— В какой форме находятся наши лидеры?


— Практически в оптимальной. Уже непосредственно в Японии мы проведем 2 — 3 тренировки, за счет них ребята смогут еще прибавить.


— Конкуренция в последние годы возросла?


— Американцы и канадцы имеют преимущество в плане судейства. Нашим спортсменам не прощают даже малейших помарок. А вот на огрехи американцев и канадцев рефери могут не обратить внимания. Технически потрясающе готовы китайцы.


— Если сборная не завоюет «золото», вы расстроитесь?


— Нет. Скажу больше, если честно, я готов к провалу. Неудачное выступление заставит взбодриться, пересмотреть всю нашу работу. Это будет полезно.


Практически всеми попытками подопечных Николай Козеко остался доволен. Главный тренер вносит лишь маленькие корректировки и подсказывает, как сделать из отличного прыжка идеальный. Правда, стоит отметить, что трамплины в «Раубичах» не позволяют акробатам раскрыть весь свой потенциал. Они низкие. На чемпионате мира высота трамплина составит четыре с половиной метра, в «Раубичах» он от силы три с половиной. Первым завершает тренировку Алексей Гришин.


— Алексей, я смотрю, у вас на шлеме эмблема «Виталюра». Вы поклонник этой баскетбольной команды?


— Все куда проще, — хохочет Алексей. — «Виталюр» — мой личный спонсор, который здорово помогает.


— Довольны нынешним сезоном?


— Почти. Посмотрим, как выступлю на чемпионате мира. Для меня неудачными были прошлый и позапрошлый сезоны. Этим летом я много работал. Это дало плоды. По моим расчетам, на пик формы должен выйти в следующем сезоне, как раз перед Олимпиадой. Хотя и сейчас нахожусь в довольно неплохом состоянии.


— Со здоровьем все в порядке?


— Тьфу–тьфу–тьфу, все замечательно. Колени больше не болят. В 2001 году я выиграл чемпионат мира, надеюсь повторить этот результат в Японии. Главным соперником считаю самого себя. Если удастся справиться с собой, то остальные мне не конкуренты.


По окончании тренировки Дмитрия Дащинского окружили фотокорреспонденты и застрочили своими «автоматами».


— Прямо Голливуд, — рассмеялся Дмитрий и одарил журналистов актерской улыбкой. — Говоря серьезно, нынешний сезон пока не слишком удачный для меня. Основной причиной назову моральное состояние: я не мог настроиться на соревнования. Для меня этапы Кубка мира были словно самыми заурядными тренировками. А без настроя тяжело показывать высокие результаты. У меня уже было нечто подобное после олимпийского сезона — апатия ко всему. К счастью, хоть что–то получилось в Москве на последнем этапе, где занял второе место. Думаю, это произошло потому, что много друзей и знакомых болели за меня. Жена приезжала поддержать. В Москве я наконец ощутил азарт. Мне нужен был всплеск эмоций перед чемпионатом мира. Когда есть волнение, адреналин, кровь играет, тогда и по–другому прыгается. Теперь, надеюсь, в Японии уверенно выступлю. Программа у меня хорошая, сложная. При должном исполнении можно завоевать «золото». Тем более чемпионат мира ни разу не выигрывал, все время на «серебре» останавливался...


Сегодня белорусская сборная вылетит в Японию. Чемпионат мира пройдет в местечке Инавоширо 4 — 5 марта. Чистых вам прыжков, ребята!


Александр ВАНКОВИЧ, фото Виталия ГИЛЯ, «СБ».


А в это время


 Харбине продолжается Всемирная зимняя Универсиада. Вчерашний день принес первую медаль — серебряную — в копилку белорусской команды. Наши фристайлисты Тимофей Сливец, Денис Осипов и Мария Щербина (на снимке) заняли второе место в командных соревнованиях по лыжной акробатике. Этот вид впервые включен в программу зимних Универсиад.


Все волновались за Марию: боялись, что после неудачного приземления два дня назад психологически ей придется нелегко. Но Мария — молодец: собралась с силами и прыгнула на «отлично». Правда, тренер и сама спортсменка решили не рисковать и слишком сложных элементов не делать. В итоге — второе место и первая белорусская медаль на Универсиаде.


Продолжаем болеть за наших!


Инесса ПЛЕСКАЧЕВСКАЯ, собкор «СБ» в Китае.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter