Выше пояса

Танец живота, латинос, африканские... А где можно научиться танцевать белорусские народные?

«Белорусские скоки» против латинос


Затевая этот эксперимент, я, разумеется, предполагала, чем рискую. Однако, будучи убежденным проповедником меркантильной и непопулярной среди интеллектуалов идеи о том, что традиции должны работать на современников, отступить уже не могла. А тут еще и дыхание весны, и массовая тяга к красивым формам... В общем, в оздоровительные группы я шла с желанием, подкрепленным, так сказать, национальным интересом: во что бы то ни стало хотела усовершенствовать себя, опираясь на самобытный, родной материал.


Стрип, степ и рашин фолк


Модных и без претензий частных оздоровительных студий сейчас в Гомеле — россыпь. Разве что ленивый проигнорирует массовый интерес к бодрящим и одухотворяющим движениям. В курс последних веяний вводит уличная реклама: фитнес, йога, латинос, афро, цигун, пилатес, аэробика, стрип и степ плавно перетекают в курсы индийского, восточного, испанского, ирландского танцев. Я не стала бегать по подворотням — сейчас такие группы–кружки для взрослых можно обнаружить в самых немыслимых закоулках. Сразу направилась в «стильный», призывно мигающий яркими лампочками. Догадалась интуитивно: так должна выглядеть всякая уважающая себя студия здорового тела — мягкие диванчики, журналы, телевизор...


— Вот пришла к вам, — контурами своего тела я закрыла экран, на котором Слава Зайцев увлеченно одевал женщин. — Хочу записаться на занятия.


Девушка мгновенно переключилась «с нового образа» на меня, охотно протянув три листка печатного шрифта: тренажерный зал, аэробика, танцевальные программы. Третий пункт меня заинтересовал:


— Танцевальные очень подходят.


— У нас есть все: танец живота, латинос, африканские...


— Мне бы что–нибудь национальное, — сделала паузу, чтобы администратор поняла с первого предложения. — Белорусское, словом.


Барышня вгляделась в меня внимательнее — видно, заподозрила: не проверяющая ли, а еще хуже — конкурент... Отрицательно замотала головой. Из вежливости время занятий я, конечно, переписала. Но отправилась дальше.


Еще несколько точек, и все знакомые слуху названия — стрип, степ, латинос... Последний вираж я делала без особой надежды на взаимность.


— Пожалуйста, — администратор в летах резко вывела меня из сонного состояния. — Стилизованный русский фольклор. В основе программы — движения народного танца под обработку народных и популярных советских песен.


— Может, и белорусская часть в ней есть? — выдохнула осторожненько, почти шепотом, чтобы не спугнуть.


— Нет, еще не разработали. А чем вас рашин фолк не устраивает?


Трезвость круга


В общем, шла я понуро, обделенная пониманием. В клубах на меня смотрели, как на клиента–провокатора. В профессиональных «методических» кругах снисходительно улыбались. А я упорно гнула свою линию: почему латинос и афро совпадают с житейскими интересами соотечественников, а «белорусский фолк» в этом ряду даже не стоял. Кто–нибудь объяснил бы внятно...


— Почему? — так замучил меня этот вопрос, что с ним направилась прямиком в Гомельский городской центр культуры. — Разве нам предки не оставили танцев, от которых и душа и тело петь будут?


Заместитель директора Елена Лагунова, выслушав меня, замахала руками: чего это я напраслину на предков возвожу? Все было и есть. И выдала два адресочка. Отправилась по тому, который выглядел более загадочно. Олег Антонов, руководитель клуба «Школа природного развития», продвигающего народные традиции в повседневную жизнь, быстро разложил по полкам причины спроса на чужое:


— Многие оздоровительные направления, популярные сейчас в фитнес–клубах, навеяны сексуальной свободой, пропагандируемой телевидением и рекламой. У них свое право на жизнь. А славянские танцы, старинные белорусские берут «начало» выше пояса. Они от головы идут. Мы работали по этой теме с профессионалами. Специалисты едины во мнении: каждое движение читается и несет в себе духовный смысл. Причем наш народный танец задевает не только мышцы, но и душу. Жаль только, мало кто занимается такими исследованиями. А очень стоило бы.


В своей школе Антонов пока не внедрил народные танцевальные методики. Но продвигать здоровый отдых уже пытается. Первая славянская вечеринка в Гомеле — детище «Школы природного развития». Олег и сейчас в красках описывает фейерверк эмоций, который получили от «Лявонихи» и других национальных развлечений. Во–первых, на «экзотическую» вечеринку откликнулось народу невиданно. Во–вторых, такая чистая энергетика в зале витала — клубным дискотекам и не снилось:


— Просочилось к нам несколько нетрезвых товарищей, так они темпа не выдержали. Их просто выбило из круга. А все почему? Народный танец не терпит пьяной суеты, — Олег говорит, что после этого открыл для себя антиалкогольную сущность старинных хороводов.


Наш ответ


Образцовый ансамбль народного танца «Каразель» — это был второй и последний адрес, по которому я шла на пути к национальным традициям оздоровления. Михаил Кохно, руководитель известного коллектива, захватил папку статей и дипломов. Но захлопнул ее так же быстро, как и открыл:


— Признаться, никогда не думали о том, чтобы организовать при ансамбле оздоровительные курсы народного танца... Но это не значит, что это невозможно. Я вам точно скажу: одно наше занятие равноценно десяти занятиям фитнеса. У нас есть дети, у которых возрастные проблемы с сердцем. Так доктора советуют им более мягкие занятия хореографией. Правда, Елена? — минутное замешательство сменилось работой мысли. Вот что значит творческие практики!


Елена Савич — второй руководитель коллектива — в разговор включилась мгновенно. Не так давно в «Каразели» реанимировали старинный танец «Белорусские скоки» — прыжков там столько, что не каждому по ногам...


— Вот же ничего сложного, — Елена сбросила сапоги и давай под «раз–два–три» выделывать коленца. По темпу нетрудно было догадаться, что на такой оздоровительной «сорокаминутке» не один пот сойдет:


— А вот это движение видите? — увлеклась хореограф.


— Так это же из фитнеса, — угадала я.


— Это из «Козы», — поправила меня Савич. — Белорусского народного танца, который мы учим с младшей группой.


Они, совершенно не напрягаясь, показали мне с десяток простеньких движений.


— На плечевой пояс, на икроножные мышцы, на грудь, — Елена языком народного танца «писала» методичку–программу для оздоровительных групп.


— Это низовой уровень, — перевела она дыхание. — Зато абсолютно на все группы мышц. Если грамотно составить комплекс упражнений, приложить к нему философию движений, которую вкладывали предки, да привязать материал к народным песням... И здоровье поправите, и формы улучшите, и душу излечите!


Не наблюдала бы сама — не поверила бы, что все увиденное в «Каразели» применимо не только для концертных площадок, но и для повседневной жизни. И зачем мне после этого фитнес–клуб?


Звонок в Гомельский областной центр народного творчества:


— А в государственных учреждениях культуры есть оздоровительные группы для молодежи и старшего возраста, основанные на белорусском фольклоре?


— У нас есть любительские коллективы художественной самодеятельности, есть образцовые народные, есть кружки для детей... — перечисляет заместитель директора Элла Хлыстунова. — Более 9 тысяч жителей области охвачено разными направлениями хореографии. Но платных оздоровительных групп по народным танцам нет. Пока нет.


Комментарий


Петр Свердлов, заслуженный работник культуры Беларуси, директор Гомельской городской детской хореографической школы:


— Эта идея уже витает в воздухе. И правильно поднимаете тему. Адаптировать белорусский народный танец к современному спросу не значит унизить наследие предков, наоборот, — придать ему новое звучание. А предложить есть что: и богатейшую лексику движений, и музыку. Главное — сделать это грамотно и красиво. Мы, например, готовы включиться в такой благодарный эксперимент. Люди же пусть выбирают.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter