Национальная одежда как драйв

Выше майки!

В вышиванку уже переоделись все слои населения. Если пару лет назад майки и фенечки с белорусским орнаментом были исключительно молодежным фаном, сегодня расшитым льняным тишоткам покорились люди любых возрастов. Своими глазами видела, как вполне себе солидные дяденьки гонялись на ярмарочной распродаже за расшитыми льняными рубахами по сносной цене. Очень хорошо их понимаю. Мы долго искали национальный сувенир, национальные ценности, целые научные академии своими мощными штатами бились над разработкой белорусской идеи. Кто бы мог подумать, что не стоило отчаянно скрипеть мозгами, изобретать что-то искусственное, все давно уже придумано до нас. Символы, мифы и чаяния заложены в мощнейшей истории культуры. Помощь подоспела откуда не ждали. В ход пошли древнейшие тотемы: простенькое дамское платье с вышивкой или мужская рубашка с орнаментом вернули нации молодежный драйв, стали самыми желанными предметами гардероба. Очевидно, чтобы окончательно не раствориться в массмаркете, нам нужно было рано или поздно как-то обозначить свою принадлежность к стране, которую любим. 


Начали «маркировку» с одежды, ок. Все же лучше, чем ничего. В этом году 2 июля официально отметили красивый и душевный праздник — День вышиванки. В национальной одежде на улицу высыпали олимпийские чемпионы, студенты, байкеры, айтишники, массовики-затейники — ну очень разные люди подписались под хорошей идеей. И все мне в этой моде на вышиванки нравится. Хоть генеральный директор Национального художественного музея Владимир Прокопцов и критикует меня порой за излишний оптимизм, говорит, например, что лепят теперь орнаменты куда надо и не надо, не понимают их истинного этнографического значения. Но я считаю, это нормально: люди в большинстве своем не склонны погружаться в морфологические словари, засиживаться дотемна в архивах, пропадать месяцами в этнографических экспедициях, отличать солярные символы от ведических. 

Конечно, было бы круто, если бы каждый белорус, который покупает сегодня «вышимайку», с ходу мог рассказать, какой орнамент и почему он носит на рубахе в данное время суток. Подозреваю, что сами авторы-изготовители такой одежды не всегда отличат «жытнюю бабу» от «сімвала Ярылы». Такими тонкостями, прямо скажем, интересуются единицы. Другие рассуждают просто и искренне, как не замутненный мифологией певец Алексей Гросс, который представит на эстрадном конкурсе «Славянского базара в Витебске» нашу страну: «Забежал в магазин, надел белую майку с красным орнаментом и понял, как же это круто! Позже купил еще такую же черную». Хороший парень Алексей. Пожелаем ему удачи на конкурсе.

Кстати, на том же «Славянском базаре» в «Городе мастеров» вышиванки и прочие солонки-перечницы с белорусским орнаментом лежали на прилавках колом, никого не интересовали. Льняные рубахи и соломенные шляпы покупали только отчаюги, золотая молодежь из художественного училища, которым всегда была охота отличиться. Сегодня «вышимайка» стала попсой, «иконы стиля» наверняка огорчились. Как и небольшая группа людей, в последние годы привыкшая считать своей «мову», «вышимайку», герб «Погоня», даром что в Витебской области настигающего рыцаря никто не отменял и все фасады райисполкомов отважным всадником на гербе украшены. И вообще, «Погоня» — красивый знак, Богданович его воспел. Кому нравится, пусть носит как символ государства? Уже поздно пить боржоми, Республика Литва опередила в этом. Что? Драться с Литвой? Давайте жить дружно!

Давайте отбросим химеры и враждебную риторику по отношению друг к другу. Меня, например, вчера царапнуло, когда белорусское интернет-издание опубликовало заголовок «Красно-зеленые человечки под дождем» с фотоотчетом со Дня Независимости. Ну ведь мерзость же. Неужели не чувствуют? А еще «патриотами» себя считают...

viki@sb.by

Фото kp.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter