Корреспонденты «СГ» вместе с сельчанами из Вилейского района выбирали лучший способ продажи черники

Вырастить, собрать, продать

Июль щедро одаривает нас ягодами из леса и сада, овощами. Самое время делать заготовки на зиму. Летний день, как и весенний, год кормит. А некоторые специально планируют на это время отпуск, чтобы еще и подзаработать на сборе даров леса. Тем временем на подворьях подросли бычки-зимники, которых тоже не мешает куда-то определить. Легко ли сдать все выращенное и собранное и сколько можно выручить за это, выясняли корреспонденты «СГ».



Большие деньги у большой дороги


Сезон сбора черники в разгаре. А потому у сельчан появилась возможность не только запастись ей на зиму, но и подзаработать. Вариантов несколько: сдать в райпо, отнести частному заготовителю или самостоятельно продать на рынке. Какой способ выбирают жители деревень чаще? Что приносит большую прибыль? И сколько вообще можно заработать на сдаче? Ответы на эти вопросы корреспонденты «СГ» искали в Вилейском районе.

В АГРОГОРОДКЕ Илья почти каждое лето подрабатывает сдачей ягод — леса здесь черничные. Жители с ходу называют несколько мест, где за считаные часы можно насобирать ведро черники. Еще на подъезде к населенному пункту, у дороги возле деревни Малевичи, замечаем и первых продавцов. И это несмотря на раннее утро! Решаем прицениться: за сколько нынче продают ягоду? У Елены наготове для первых покупателей уже несколько ведер. Признается, такая торговля у дороги — отличное подспорье для семейного бюджета. Сама работает учителем, а в сезон заготовок примеряет роль продавца. Она торгует у дороги, дочь и зять собирают чернику. Пока мы разговаривали, остановилось несколько машин. С пустыми руками не ушел никто.

Такой семейный бизнес приносит немалый доход: за литр ягод просят 35 тысяч рублей. Выгоднее брать большим объемом — 5-литровое ведерко отдадут за 150 тысяч рублей, то есть литр обойдется уже в 30 тысяч. К слову, в сельской местности пока все оценивается в рублях старых — к ценам после деноминации здесь пока не привыкли, но новые купюры берут охотно.

У нас в ведре — 10 литров черники. По примеру Елены первым делом пытаемся продать ягоду у дороги. Но сразу заезжаем в Ильянский сельсовет: какие же документы нужны, чтобы такая торговля была законной? Как оказалось, их здесь не выдают. Управляющая делами Ольга Гаранина поясняет, что сельчане могут получить справку, которая позволяет продавать только сельхозпродукцию, выращенную или произведенную на своем участке. Жители деревень могут заниматься растениеводством, животноводством, пчеловодством. А полученную продукцию предлагать, например, на рынке. Такая деятельность весьма популярна: с начала года подобные справки получили 67 жителей сельсовета. 

Но действие этого документа на дары леса не распространяется. Посему и их продажа у дороги не совсем легальная. Более того, на территории сельсовета нет площадок для торговли ягодой — сельчане облюбовали места для отдыха, где часто и останавливаются автомобили. Официально продавать чернику можно только на рынке в дни выездной торговли — по понедельникам и пятницам. К тому же нужно получить справку в санитарно-эпидемиологической службе о том, что ягода пригодна к употреблению. В Вилейском районном центре гигиены и эпидемиологии рассказали, что пока к ним обращался только один человек, который хотел проверить безопасность черники. Услуга такая, если ягоды предназначены для собственного потребления, совершенно бесплатная. А вот те, кому нужна справка, в центр пока не обращались вовсе. Оказывается, получить ее можно прямо на том рынке, где планируешь торговать. Понятное дело, что у дороги таких мер безопасности нет. Но некоторых местных жителей такой график и правила не устраивают: все же ягоды созревают в лесу каждый день. А если ее к тому же возить постоянно на проверку, то никакой торговли не будет.

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, вопреки всем правилам, сельчан у дороги к 9 утра уже немало. У каждого — по несколько ведер. Кто-то еще торгует молоком, яйцами, медом, сырами… Решаем и мы проверить, сколько можно выручить от такой торговли. В качестве эксперимента будем считать не выручку в кармане, а готовность совершить сделку. Выезжаем за пределы Ильи. Становимся рядом с матерыми продавцами — Вацлавовной и Антоновной. Пока нет покупателей, они учат правилам местной рыночной экономики. Цену на продукцию выставляем по совету Антоновны: «Просим 40 тысяч за литр. Если будут торговаться, отдадим за 35 тысяч рублей».

Первых покупателей такая цена отпугивает — все же некоторые более сговорчивые продавцы готовы отдать ягоду и за 30 тысяч рублей. Но мы держим оборону — время для удачных сделок еще впереди. Следующим останавливается автомобиль из России. Цена водителя устраивает. Хотели мы уже обрадоваться первому покупателю, но не тут-то было — Антоновна лихо перехватывает клиента. Аргументы железные: наша черника оказалась с хвостиками, а она свою перебрала. В общем, продукт у нас нетоварный. Поэтому, стиснув зубы, продолжаем стоять все с теми же десятью литрами… Следующего покупателя не упускаем: сбиваем цену и «продаем» первый литр. 

Удача на этом от нас не отвернулась: следом появился и второй покупатель, который готов был совершить сделку. В итоге за несколько часов ведро могло опустеть на пару литров: в денежном эквиваленте это всего 70 тысяч рублей. Вацлавовна признается, что нам еще повезло:

— Бывает, вообще  ничего не продается. А сегодня будний день, к тому же дождь льет как из ведра. Торговли — практически никакой. Впрочем, в выходные ведро черники можно продать буквально за час.

Пообщавшись с другими сельскими продавцами, поняли, что такой способ подработки все же весьма выгоден. В лучшие дни можно выручить больше  миллиона рублей. При условии, конечно, что сбором и продажей ягоды будет заниматься вся семья.

ПОСКОЛЬКУ продать чернику у дороги нам не удалось, отправляемся к заготовителям. Просто так с ведром не расстаемся: решаем сразу узнать — куда сдать ягоду выгоднее? Сельчане первым делом советуют обратиться к частникам — мол, у них расценки все же выше. Их в Илье несколько: один живет в желтом доме, второй — в зеленом. Их знают все от мала до велика, поэтому без труда добираемся до первого адреса. Но здесь нас ждет «сюрприз»: заготовитель, дама бальзаковского возраста, явно подшофе. Такое состояние объясняет просто: отмечали сразу три праздника. Несмотря на свое такое состояние, дело знает. Наше ведро в считаные секунды оказывается на весах: вес брутто 6 килограммов 140 граммов. На глаз скидывает вес тары и предлагает за 5 килограммов 500 граммов 115 тысяч 500 рублей. Стоимость килограмма, получается, 21 тысяча.

Столько же предлагает и второй частный заготовитель. К нему, а точнее к ней, с утра уже выстроилась очередь. Юлия взвешивает все до грамма: перед нами в очереди семейная пара и бабушка, они сдают более 27 килограммов ягод и получают на руки 505 тысяч рублей. У бабушки для сдачи 10 килограммов черники и прибыль в 210 тысяч рублей. Замечаем: в ведрах ягоды вперемешку с листьями. Видно, собирали комбайнами, что запрещено. Но заготовителю все равно: главное, чтобы ягоды приносили. Отсюда и объемы: за день частнику сдают около 250 килограммов. И это не предел… 

А вот в райпо ягоды  принимают только без сора. Поэтому и идут сюда менее охотно — за день удается заготовить около 100 килограммов. Впрочем, продавец магазина «Продукты» Ольга Ольшевская поясняет, что порой цена в райпо даже выше, чем у частного заготовителя. Сейчас, правда, за килограмм здесь дают 20 тысяч рублей. Разница, как видно, небольшая. Но для сельчан, как известно, каждая копейка на счету. Наша черника в чистом виде здесь завесила 5 килограммов 800 граммов и оценена в 116 тысяч рублей. Сюда решаем ее и сдать.

Итак, на ягодах заработать можно. Самый простой и быстрый из предложенных вариантов — сдать заготовителю. Самый денежный — продать у дороги. Тут, как говорится, каждый выбирает для себя.

СПРАВКА «СГ»

Белкоопсоюз уже заготовил свыше 1,35 тысячи тонн черники. Закупочные цены варьируются от 1,6 до 2 рублей за килограмм. В сезон заготовок плодоовощной и дикорастущей продукции на работу в потребкооперацию принимают порядка полутора тысяч внештатных заготовителей. Каждое райпо организует работу в среднем от 3 до 5 сезонных приемозаготовительных пунктов, как стационарных, так и на дому. Также к заготовкам привлекается более 7 тысяч торговых предприятий потребительской кооперации. 

borisovez@sb.by

bizyk@sb.by

Фото Натальи БОРИСОВЕЦ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter