Репортаж из мядельской гимназии, где каждый пятый ученик занимается робототехникой

Вырастем — и не такое придумаем!

Ребята облепили стол и наблюдают, как умная машина собирает детскую пирамидку. «Сейчас он ведет разведку, — поясняет младшим десятиклассник Никита Берняк. — Ездит по кругу и боковым датчиком считывает цвет колец, соответственно, распознает их диаметр. Еще два датчика позволяют ему двигаться строго по линиям поля». Две минуты — и робот возвращается на базу: задача выполнена. Восторгаюсь: «Вот бы мне такого помощника, чтобы убирал за детьми игрушки». Робототехники довольно улыбаются: «Это только начало».

Никита Берняк, Роман Клуник, Егор Марач.

  Сказать, что атмосфера в кабинете информатики мядельской гимназии творческая — ничего не сказать. 3D‑принтер печатает для будущего робота омни‑колеса, шестиклассники мне подсказывают: это означает «всенаправленные». Рядом с современными ноутбуками стоит более 200 раритетов отечественной компьютерной техники. Из самых ценных экспонатов в школьном музее — калькулятор‑записная книжка МК‑87, выпущенный для делегатов последнего съезда КПСС. Лимитированная версия вмещала 100 телефонных контактов, 100 записей, была оснащена таймером, часами.

— Я очень люблю проводить здесь время, — говорит Егор Марач из десятого класса. — Обычно занятия по робототехнике проходят один раз в неделю, длятся два часа. Но перед соревнованиями мы здесь сутками. Приходим в восемь утра на каникулах и домой только в девять вечера. Когда ты чем‑то увлечен, время пролетает незаметно. Хобби помогло мне найти настоящих друзей — это Роман Клуник и Никита Берняк. Вместе ездим на соревнования. Дома у меня около 20 дипломов победителя в разных турнирах.



Учитель информатики Вячеслав Савчик, чьи воспитанники объехали всю Беларусь и побывали в Таиланде, Венгрии, делится последними достижениями:
— Две недели назад вернулись с заключительного этапа республиканского конкурса технического творчества и робототехники учащейся молодежи TechSkills. Минская область взяла 12 дипломов, восемь из них — наши.
— Вот это результат для учреждения образования, где всего 150 учеников! — я поражена.

— Каждый пятый у нас занимается робототехникой, — учитель смотрит в свою электронную базу и приводит точную цифру. — Это направление с подачи районных властей стало фишкой гимназии в 2015 году, с тех пор мы взяли 267 дипломов в соревнованиях областного, республиканского и международного уровня. Приезжаем на турнир, и вижу реакцию соперников: «Мядель приехал — конкуренты!» Накал страстей на состязаниях зашкаливает. Это мотивирует ребят, да и меня лично, развиваться дальше.


Первые юные робототехники из Мяделя уже на пути к профессии. Андрей Малиновский без экзаменов зачислен в БГУИР. Первокурсником этого же учебного заведения в нынешнем году стал и Никита Жуковский, занимавшийся робототехникой более пяти лет.

— Я планирую поступить на факультет прикладной математики и информатики БГУ или на факультет робототехники БНТУ, — говорит Никита Берняк. Его старший брат — олимпиадник, без экзаменов прошел в БГУ. Робототехникой четвертый год увлекается и младшая сестренка, пятиклассница Ксения. Она, кстати, с последнего республиканского конкурса вернулась с дипломом третьей степени в номинации «Мобильная робототехника». В окружении множества ребят девочка чувствует себя уверенно.


Вячеслав Савчик своими учениками гордится:
— Среди них, к слову, есть президентские стипендиаты, так что поддержку дарованиям у нас в стране оказывают на самом высоком уровне. Они наше будущее. Будущие инженеры, конструкторы, программисты, которые своим умом и талантом принесут государству огромную пользу.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Иван Лесько, начальник центра информатизации и дистанционного образования Минского областного института развития образования:

— Современные специалисты в работе применяют множество программных продуктов. И государство нуждается в инженерных кадрах, обладающих компетенциями не только в своей области (скажем, строительной), но и в сфере информационных технологий. Поэтому образование идет по пути создания STEM‑центров — классов для изучения передовых технологий. Первый такой в Минской области создан в 2017‑м в Борисове. Сегодня в регионе их уже 27, причем 15 — в районах. Школьные лаборатории, оснащенные современным оборудованием, помогают находить одаренных ребят и развивать их навыки технико‑технологической направленности.

В этом году по линии Министерства образования в республике более 150 школ, в том числе 23 в Минской области, получили комплекты робототехнического конструктора «РОББО», мультиборды, 3D‑принтеры. Оборудование станет стартовой точкой для открытия новых STEM‑классов.


ostapchuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter