«Бегунков» ударили по кошельку

Выпускники не пришли ко двору

Найти высокооплачиваемую работу непросто, особенно если кандидат на вакантное место — вчерашний студент с только что полученным дипломом и трудовой книжкой без единой записи. Практически везде главное требование — стаж и опыт. Но молодым специалистам в этом плане повезло. Первое рабочее место для них гарантировано. Оказывается, в радость оно не всем. Например, с начала года прокуратура Брестской области предъявила свыше сотни исков к не отработавшим по распределению выпускникам. Внушительный долг — более 500 тысяч рублей — с «бегунков» взыскали в полном объеме. 

Интересно, что не желавшие трудиться по распределению или вовсе не являлись на работу, или были уволены за прогулы. Казалось бы, что мешало недавней выпускнице одного из профессиональных сельхозлицеев, получившей востребованную в наши дни профессию повара, отработать положенный год на предприятии. Кормить людей — благородный труд. А что новичку в профессии на первых порах надо? Возможность наработать опыт. А профессионалу в каждой сфере рады. Но молодую повариху на предприятии не увидели. Девушка не только не добралась до первого места работы, но даже никого об этом не предупредила. За это с нее взыскали все, что государство затратило на ее обучение, — 9 тысяч рублей. 

Соцсети бурно отреагировали на безалаберность брестских выпускников. В комментариях спрашивают: зачем шли учиться, если не хотят работать? Знали ведь, когда поступали, что будет распределение? Другие упрекают: занимали чье-то место в общежитии. Некоторые поддерживают «бегунков».

Вот только в чем? В неумении принимать взрослые взвешенные решения? В попытке переложить ответственность на родительские плечи? Так может заявлять только тот, кто оценивает ситуацию по верхам. Кто распределялся, знает: выпускникам всегда идут навстречу. Гибкий механизм дает возможность не только выбирать место работы, но и при необходимости перераспределяться. Работодатель не может перевести выпускника на должность не по специальности, нет испытательного срока, есть ограничения в части увольнения. Во многих райцентрах и агрогородках молодых встречают с распростертыми объятиями, обеспечивают жильем и приятными социальными бонусами. Поневоле задумаешься, неужели это похоже на кабалу? 

Благодаря такому отношению из нескольких десятков тысяч выпускников ежегодно до места работы не доезжает лишь незначительный процент. В этом году, например, без уважительных причин не прибыли менее процента выпускников вузов, а окончивших профессионально-технические учреждения — 1,5 процента. Средства, затраченные на обучение, в таком случае возмещаются обязательно. Добровольно либо через суд. Тем, кто отдает долг по принципу «в месяц по чайной ложке» (знаю, что за некоторых выплачивают родители, одалживая средства у родственников или беря кредиты в банках), еще и нельзя выезжать за пределы страны. 

Причины, по которым молодые люди не попадают на свои первые рабочие места, разные, но итог один — государство не получило специалиста, на которого очень рассчитывало. К сожалению, выпускники, получающие образование за бюджетные средства и не приезжающие на отработку, были во времена моего студенчества, есть в наши дни и наверняка будут.

Но сделать так, чтобы меньше ребят попадало в категорию «бегунков», возможно. Например, в аграрных вузах, половина абитуриентов в которых целевики. Обязательная часть образовательного процесса — обширная ознакомительная практика на производстве на первом курсе. Хорошая проверка на прочность, надо сказать. После нее остаются те, кто пришел учиться осознанно. Поэтому среди выпускников-аграриев практически нет людей, которые не доезжают до первого рабочего места. А отработав положенный срок, на своих местах остаются более половины специалистов. Хороший пример другим учреждениям образования можно взять на вооружение. 

veselukha@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter