Когда интеллект приносит прибыль

Вынос дела: ум есть - денег надо

Сегодня под охраной интеллектуальной собственности подразумевают нередко охрану товарных знаков. Хотя это довольно упрощенный взгляд. Зарегистрированный в патентном ведомстве товарный знак в основном защищает лишь продукцию производителя на рынках. К примеру, в стране не раз случалось, когда в магазинах появлялись иностранные товары с логотипами наших предприятий. Производители — владельцы незаконно использованных товарных знаков — обращались в суды. Контрафактный товар изымался из продажи. Но ведь интеллектуальная собственность — это еще и изобретения, полезные модели. Как обстоят дела с ними?

В СССР на каждом предприятии были специальные подразделения: отделы на более крупных или бюро на более мелких. Они занимались патентоведением, рационализацией и изобретательством. 



Хотя в те годы редко кто слышал словосочетание “интеллектуальная собственность”, сами ноу-хау были в большом почете, их внедряли. Авторы пользовались уважением и получали солидные премии. Правда, правообладателями на изобретения были все же не сами их авторы, а заводы, фабрики и объединения. 

Патентный поверенный Валентин Кроловецкий в советские времена возглавлял патентный отдел на одном из крупнейших могилевских предприятий. Он вспоминает:

— Однажды мы продали сразу пять патентов на производство одного из химических соединений японской фирме Hitachi. Я ездил в Москву на переговоры. Наши патенты были староваты — обычно они выдаются сроком на 20 лет, а затем ноу-хау становятся свободными для всеобщего пользования. Через несколько лет срок охраны наших изобретений заканчивался,  поэтому мы получили 300 тысяч долларов, для пяти патентов сумму довольно скромную. 

Валентин Кроловецкий говорит, что уже более десятка лет через него ни один лицензионный договор на право использования изобретения не проходил, не оформлялся. Похоже, идеи наших светлых голов сейчас покупают слабо. Впрочем, возможно, продавать свои “мозги” стали другими способами? 

За последние годы на наших предприятиях несколько раз проходила оптимизация. Претерпели изменения и патентные отделы. На нескольких крупнейших заводах Могилевщины они уменьшились до размера бюро, существенно сократилось число специалистов, в них работающих. На мелких предприятиях такие службы упразднили и вовсе. 

Между тем на любом производстве новаторы были, есть и будут. Но, если нет рационализаторского бюро, как людям продвигать свои идеи, к кому идти с предложениями?

Начальник юридического отдела Круглянской ПМК-266 Николай Курносов рассказывает:

— У нас, в строительной отрасли, ноу-хау нужны как воздух. И их бывает много. К примеру, иногда рабочий придумывает, как упростить металлоконструкцию, которую ему поручено сделать. Но в основном сегодня рацпредложения направлены вовсе не на получение автором вознаграждения, а на экономию — сырья, электроэнергии, горючего. 

Николай Курносов рассказал, что и сегодня вознаграждения рационализаторы получают. Не всегда в наше быстрое, суетное время все идеи местных самородков оформляются на бумаге по всем правилам, в виде сложной технической документации, не каждая из них проходит долгосрочные экспертизы. Если предложение стоящее, его сразу же внедряют в производство. В коллективном договоре есть специальный раздел о премировании за рацпредложения, разработана система поощрений. 

Но бывает и по-другому, когда работник какого-нибудь завода придумает что-то стоящее и годами бьется в закрытые двери. Все — от начальства до коллег по цеху — смотрят на него как на чудака, спрашивают: а зачем ему это нужно?! 

Гораздо проще сегодня не самородкам, а ученым, которые трудятся в институтах. Очень часто они занимаются разработками по заказу производственников. Что касается изобретателей “с улицы”, тем приходится очень непросто. Очереди за их идеями не выстраиваются, частники и руководители крупных предприятий в большинстве своем отмахиваются от местных обладателей патентов, как от назойливых мух. При этом нередко платят за зарубежную технику и технологии в десятки раз больше. Увы, мы еще не отвыкли поклоняться всему заграничному. В общем, изобретатель сегодня должен быть готов к тому, что столкнется с равнодушием, неприятием и непониманием. 

Лично знаю несколько человек с патентами на полезные модели, которые давно махнули рукой на мечту увидеть свое детище в работе. Хотя воплотить ноу-хау в жизнь стоило бы в отдельных случаях всего... по 300—400 белорусских рублей. Однако спонсоров не находится. Но, если мы хотим, чтобы наши товары были конкурентоспособными на мировом рынке, без внедрения новых технологий и усовершенствования производств не обойтись. А для этого нужны идеи. И они есть. 

Но главный вопрос: как сделать так, чтобы они заработали?

Наталья Маковская, заведующая кафедрой экономики и управления Могилевского государственного университета им. Кулешова, доктор  экономических наук, профессор: 

— Для того чтобы наши изобретения покупались, надо дать возможность их авторам свободно ездить в другие страны. А для финансирования таких поездок государство может учредить специальные фонды, гранты. Автор должен иметь возможность себя показать. Если изобретение не видят, оно не продается. Если разработка интересная и экономический эффект от ее внедрения будет “лежать на поверхности”, такое ноу-хау имеет шанс быть проданным очень быстро. В то же время, если автор не мобилен, зарубежный инвестор будет пробиваться для встречи с ним через стену государственной бюрократии. Многих это отпугивает. И еще, на мой взгляд, государство может помочь авторам изобретений, упростив систему патентования.

Исторический момент

  • Часовщик Генрих Сон из Могилева был единственным участником от Российской империи на третьей Всемирной выставке в Лондоне 1862 года. Он изобрел сложный механизм для карманных часов-брелока. Ноу-хау было удостоено Почетного отзыва.
  • Казимир Чарновский, уроженец Минской губернии, в 1829 году изобрел подводную лодку. Правда, разработки самородка на долгие годы положили под сукно, а сам изобретатель умер в нищете.
  • Андрей Власенко, окончивший Горы-Горецкое земледельческое училище, в 1868 году изготовил и испытал первую в мире зерноуборочную машину. До появления его “комбайна” поля убирали серпами и косами, а молотили зерно цепами. 
  • Уроженец Шклова Михаил Гузиков придумал новый инструмент — ксилофон.
  • Гомельский плотник и столяр Федор Евстафьев в 1909 году изобрел вертолет — летательный аппарат с вертикальным взлетом.

Топ-5 ноу-хау

  1. Гомельчанин Павел Каролик изобрел картофелесажалку, которую уже опробовал на собственной даче. Механизм прост: в одну из полых пластиковых водопроводных труб засыпается картошка, в другую — удобрение; при помощи дозатора все это попадает в лунку. Устройство очень удобно: не нужно наклоняться.
  2. 28-летний Сергей Атрощенко из Лепеля, чтобы экономить на бензине, сделал мотоцикл на дровах. Свой газогенератор он собрал из всякого хлама: молочной фляги, жестяного ведра, арматуры и прочего. Из инструментов ему понадобились только болгарка и сварка. Чтобы агрегат, установленный вместо снятой мотоколяски, не приняли за самогонный аппарат, изобретатель написал на нем белой краской “Газогенератор”. 
  3. Белорус Александр Конюк изобрел устройство, с помощью которого можно ходить по воде. Ноу-хау получило название “аквалыжи”. Внешне оно напоминает снегоступы очень большого размера. 
  4. Заведующий кафедрой Гродненского государственного аграрного университета Эдуард Заяц придумал “пылесос” для сбора колорадских жуков. Его изобретение экологически чистое и не повреждает ботву растений. Эдуард Заяц надеется, что новинкой заинтересуются фермеры и дачники. Идея проста: с двух сторон картофельного куста вращаются большие щетки, которые сбивают насекомых. Затем жуки попадают вниз на лоток, откуда собираются специальным пылесосом. 
  5. Еще один наш изобретатель Анатолий Овсейчик придумал... картофельный аккумулятор для мобильного телефона. Причем он предлагает при его производстве применять не сырую, а вареную картошку. На эту идею его натолкнула одна из статей в интернете. Школьный учитель физики надеется, что со временем найдется инвестор и его детище запустят в серийное производство. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter