Вынести СОЗ из избы

Придумывая очень полезные (как считалось) новые химические соединения для борьбы с вредителями полей, обработки древесины, обеспечения требуемых характеристик энергетического оборудования, авторы разработок и не предполагали, что всего несколько десятилетий спустя эти чудеса химического синтеза будут именовать не иначе как стойкие органические загрязнители, или сокращенно СОЗ. Оказалось, что они не только фантастически токсичны, подавляют иммунитет и вызывают опасные генетические мутации, но и в отличие от более совершенных препаратов нового поколения буквально неистребимы. В природной среде они могут долгие годы путешествовать по пищевым цепочкам от одного организма к другому и каждому из них способны нанести непоправимый ущерб.
Проблема оказалась столь острой, что Стокгольмская конвенция, поставившая вне закона 12 наиболее опасных СОЗ, была разработана в рекордно короткие для такого серьезного международного документа сроки. В «грязную дюжину» были включены диелдрин, алдрин, токсафен, полихлорбифенилы (ПХБ), полихлорированные диоксины и фураны, ДДТ, гексахлорбензол, хлордан, гептахлор, эндрин, мирекс. По мере того, как будут углубляться исследования воздействия подобных ядов на живые организмы, этот перечень может расшириться. Что, кстати, для внутреннего пользования некоторые страны и сделали. Соглашение, к которому присоединилась и Беларусь, вступило в силу 17 мая сего года. И этому событию было посвящено состоявшееся в Минске заседание «круглого стола» «Стокгольмская конвенция: начало пути», организованного экологической группой «Фонд реализации идей» и Всемирной сетью по ликвидации стойких органических загрязнителей (IPEN). В работе дискуссионного клуба приняли участие представители природоохранных, экономических и здравоохранительных ведомств, ученые, депутаты, руководители и активисты экологических общественных организаций. Как отмечалось, пока перед специалистами стоит задача подготовить соответствующий план действий, который послужит основанием для Всемирного банка выделить Беларуси средства на инвентаризацию всего этого химического добра и определение приоритетов в борьбе с ним. Решение конкретных проблем будет также вестись с международным участием. Какие же это проблемы? Прежде всего, речь идет о диоксинах, которые по токсичности превосходят яд кураре. В Беларуси их воздействию подвержены люди, пользующиеся питьевой водой, которая проходит двойное хлорирование. К перечню предприятий, являющихся источниками диоксинов, относятся металлургические и целлюлозно-бумажные производства, нефтеочистные сооружения, заводы по выпуску извести, асфальтобетона. Много их выделяется при сжигании промышленных и медицинских отходов, бытового мусора и при пожарах. И все же белорусские предприятия не относятся к очень уж серьезным источникам СОЗ. В мире известны гораздо более грязные в этом плане производства. У нас другая беда – огромные залежи испорченных пестицидов из «черного списка». Когда в 80-е годы стало ясно, что использовать их нельзя, их попросту закопали. Совершенно точно известно, что в земле оказались 3933 тонны этого яда! И как от этого «клада» избавиться – неизвестно. Еще два года назад эту цифру дополняли 1,5 тысячи тонн пестицидов, хранившихся в почти бесхозном состоянии. Но благодаря Датскому природоохранному агентству, выделившему необходимые средства, 1033 тонны из этого количества удалось надежно упаковать. Конечно, переупаковка не решает проблему, но гарантирует безопасное хранение до той поры, пока появятся доступные технологии уничтожения ядов и средства на эти цели. Кроме пестицидов, еще одна «мина замедленного действия» спрятана в энергетическом оборудовании – трансформаторах и конденсаторах, которые заполнены диэлектрическими жидкостями, содержащими ПХБ в высоких концентрациях. Хотя такое оборудование в стране не производилось, его за долгие годы накопилось очень много. Поэтому перед санитарными службами сейчас стоит задача предупредить о потенциальной опасности энергетиков, которые часто не видят никакой беды в утечках диэлектриков из спи- санных трансформаторов. Как отмечалось на заседании «круглого стола», для вывода из эксплуатации такого оборудования необходимы специальные программы, которые должны помочь организовать строжайший учет опасных объектов, их безопасное хранение и разработать технологии утилизации как трансформаторов и конденсаторов, так и загрязненных ими грунтов. На заседании «круглого стола» прозвучало сообщение, что в республике уже завершаются работы по подготовке специальной лаборатории, которая со второй половины этого года будет готова проводить выборочный анализ пищевого сырья и продуктов питания на содержание ПХБ и диоксинов. Работа эта особенно важна в связи с тем, что многие страны ужесточили нормы содержания СОЗ в продуктах питания, однако не препятствуют экспортным поставкам таких товаров туда, где входной контроль не организован. Например, Евросоюз с 2001 года ввел закон о содержании диоксинов в продуктах питания, продаваемых на своем внутреннем рынке. Согласно этому документу рыба, выловленная в Балтийском море, загрязненном, как известно, сверх меры, в том числе и боевыми отравляющими веществами, захороненными на дне после войны, не может быть продана в странах Евросоюза, так как содержит диоксинов в десятки раз больше, чем рыба Северного моря. Но этот закон не регламентирует экспортные поставки, поэтому легко догадаться, на чьем столе оказываются такие «дары». Значимым шагом в обеспечении нашей безопасности стало и решение о создании Национального регистра потенциально опасных химических веществ. В последние годы ужесточен контроль применения в республике средств защиты растений и аварийно-опасных химических веществ. Порядок государственной регистрации пестицидов предусматривает их обязательную токсиколого-гигиеническую экспертизу, а использование аварийно-опасных химических соединений запрещено. В соответствии с законодательством токсиколого-гигиенической оценке подвергаются все вновь разрабатываемые химические вещества и композиции, а также импортируемые в качестве сырья химикаты. Тем не менее, отмечали участники дискуссии, этих мер недостаточно. Необходимо сформировать Национальную стратегию борьбы с нелегальным оборотом химических веществ, разработать закон о химических веществах. Есть острая потребность и в координационном механизме, который обеспечивал бы согласованные действия министерств и ведомств, ответственных за химическую безопасность населения и окружающей среды.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter