Вымогатели бьют на жалость

Очередь в билетные кассы солигорского автовокзала. «Ой, что мне делать, люди дорогие!» - причитает женщина и горестно рассказывает свою историю. Приехала она, мол, в город из деревни Боровая, тут ее обокрали, а денег на обратный билет нет. Очередь сочувствует. Кто-то протягивает сторублевку, кто пятисотку.

Очередь в билетные кассы солигорского автовокзала. «Ой, что мне делать, люди дорогие!» - причитает женщина и горестно рассказывает свою историю. Приехала она, мол, в город из деревни Боровая, тут ее обокрали, а денег на обратный билет нет. Очередь сочувствует. Кто-то протягивает сторублевку, кто пятисотку. Скоро у страдалицы набирается довольно приличная сумма, но билет она покупать не торопится. Пересчитывает деньги и исчезает.

- Эх, не видела я, что вы ей деньги собираете, - обращается к подавшим милостыню продавщица газетной лавки. – Я ее уже заприметила, не первый раз людей обманывает. Вызовет жалость - да и соберет на бутылку.
Нечто подобное наблюдаю и на автовокзале в Слуцке. В заполненный пассажирами салон проходящего автобуса Микашевичи - Минск вошла престарелая цыганка: «Подайте кто сколько может. Подайте, и тогда детки ваши и семьи ваши будут здоровенькими». Один старичок не выдержал:
- Слушай, вот ты просишь у меня, а ведь пенсию ты получаешь? Я тоже живу только на пенсию, но могу себе позволить и к дочке в Минск съездить, и у тебя не прошу.
- А я без мужа воспитываю двоих детей, не стыдно вам у меня просить? - обращается к цыганке молодая женщина.
Как всегда, нашлись сердобольные. Одна подает просительнице тысячу рублей, другая - отсыпает в пакет картошки. Когда автобус выезжал со слуцкого автовокзала, пассажиры увидели, как эта самая цыганка выбрасывает пакет с картошкой в урну, а рядом с ней вертятся двое нетрезвых мужчин. Став невольной свидетельницей таких вот игр на милосердии, не могу не задаться вопросом: как же правильно поступать в таких ситуациях? С одной стороны, мы говорим о милосердии и о том, что проявлять его надо не на словах, а на деле. А с другой – как лучше поступить, если мы знаем, что подаяние пойдет на очередную бутылку? В Евангелии от Матфея есть слова Христа: «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся». По моему мнению, обряд совершения подаяния был придуман для того, чтобы человек не слишком обожествлял материальное, чрезмерно не привязывался к нему, а почаще думал о высоком. Полагаю, что если мы искренне сочувствуем ближнему, помочь ему можно не только деньгами, а, например, едой, или тем, в чем он действительно нуждается. Для этого, наверное, стоит расспросить человека о его проблемах. Думаю, самый лучший способ проявить милосердие – адресная благотворительность. А подавать милостыню все-таки лучше в храме, а не на улице или в метро. Кстати, в российских городах были случаи, когда мошенники одевались в одежды священников и именно в метро собирали деньги на сомнительные нужды.
Существует легенда о святителе Иоанне, якобы он имел при себе три мешка - с медными, серебряными и золотыми деньгами. Когда он подавал просящему, не смотрел, из какого мешка берет деньги. То есть, святой полагался в этом деле на Бога и считал, что тот сам распорядится, куда направить средства. Может быть, не стоит отказывать человеку в помощи, а далее - пусть все идет своим чередом, это уже не твоя забота. Раздумывая над этим вопросом, я для себя решила: буду присматриваться к просящим, не дам себя провести. А в некоторых ситуациях, может быть, есть смысл объяснить человеку, что он поступает неблаговидно. Но важнее всего, на мой взгляд, несмотря ни на что остаться к людям милостивым и сострадательным.

Варвара ЧЕРКОВСКАЯ, «ЗН»
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter