Выходной с аншлагом
11.03.2011
Попытки приучить подрастающее поколение посещать театр по выходным предпринимались коласовцами не раз. И удавались с переменным успехом. Например, спектакль «Жила–была Сыроежка», поставленный Борисом Носовским в далеком 1973–м, подходил для этой цели как нельзя лучше. И в репертуаре прописался надолго. А вот у сказки «Катигорошек» судьба противоположная. Несмотря на то что постановка Валерия Маслюка заняла 3–е место на республиканском конкурсе, зритель встретил ее прохладно.
Воспитать «своего» зрителя — мечта любой труппы. Серьезный шаг в этом направлении предпринял один из бывших худруков коласовской труппы Соломон Казимировский (сегодня ему за 90, он живет в Швеции). Именно ему приписывают «изобретение» так называемого университета театрального искусства, который подразумевал не только посещение спектакля, но и встречи актеров со зрителями, обсуждения ролей, постановок. К слову, как–то на занятия такого университета вместе с мамой еще мальчишкой пришел Дмитрий Минченок. Мальчик буквально заболел театром и вырос в драматурга, чье имя известно сегодня не только в Беларуси, но и в России (в репертуаре витебчан есть его пьеса «Марлен, Марлен»). Однако и университеты канули в Лету. Остались лишь театральные уроки, на которые школьники приходят целыми классами.
— Поход в театр не должен быть обязаловкой, — убеждена заведующая литературной частью театра имени Якуба Коласа Светлана Дашкевич.
— Порой школьникам, пришедшим на театральные уроки, не интересно происходящее на сцене. От такого посещения театра никому нет проку. А ведь важно, чтобы, выходя из зрительного зала, дети обсуждали увиденное с родителями, задавали им какие–то вопросы, — продолжает мысль коллеги режиссер–постановщик спектакля «Шишок», главный режиссер городских мероприятий отдела культуры Витебского горисполкома Игорь Бояринцев. — И пьеса Александра Александрова как нельзя лучше подходит для этой цели.
Пьеса советского драматурга Александрова рассказывает о встрече городской девочки Оли, приезжающей на каникулы к бабушке в деревню, с домовичком Шишком. Как и Карлсон, он живет на крыше, только меньше шалит, а больше заставляет задуматься взрослеющего человечка над такими понятиями, как добро, долг, обязанность, уважение к старшим, любовь к родным местам.
В 1976 году по сценарию Александрова был снят фильм «Деревня Утка» с Роланом Быковым в главной роли. А спектакль по появившейся позже пьесе Игорь Бояринцев уже ставил в Минском ТЮЗе лет 30 назад. Но его нынешнее прочтение, по утверждению режиссера, звучит ново и современно.
— Если проводить параллели с Астрид Линдгрен, у нас получился очень славянский Карлсон, — улыбается Бояринцев. — Для этого мы с актерами основательно проштудировали труды фольклориста и краеведа Николая Никифоровского, работавшего на территории Витебщины на рубеже XIX — XX веков. У нас тоже есть игры, забавы, шутки, все то, без чего невозможно представить счастливое детство. Но в то же время мы стремимся воспитывать чувства юных зрителей, хотим, чтобы они стали менее прагматичными. Из–за этой прагматичности маленьких Пушкиных, Моцартов и Шагалов сегодня становится все меньше и меньше...
Роль домового досталась молодому актеру Евгению Бересневу. Бабушку играют Лариса Антосева и заслуженная артистка Беларуси Валентина Петрачкова, а Олю — витебская школьница Надя Хацкевич и актриса Марина Петрова. Генеральная репетиция, состоявшаяся на днях, по мнению режиссера–постановщика, показала, что труппа готова к тому, чтобы запустить проект под названием «Спектакль выходного дня». Коласовцы надеются, что премьера сказки «Шишок», намеченная на субботу, 12 марта, пройдет с аншлагом.