Выход из тупика

Найти нужный адрес в Минске поможет система пространственного ориентирования

Найти нужный адрес в Минске поможет система пространственного ориентирования


Уличная мебель — так часто называют полезные мелочи, создающие комфорт в городе. Ну, скажем, информационные таблички и указатели на проспектах и площадях. Яркие стрелки, стенды и плакаты помогут заплутавшему туристу быстро найти дорогу к Колизею в Риме или выведут к собору Святого семейства в Барселоне. С этой точки зрения минский интерьер, надо признать, богатством не балует. Да, на зданиях вывешены таблички с названиями улиц и номерами домов, но этого мало. Сколько времени потратишь, обегая каждый двор в поисках ценной информации! А если придется рыскать в темноте? Есть просто «бермудские» места, где без подсказки не разберешься. Например, улица Лобанка, которая разделена на две части. Не каждый коренной минчанин догадается, что ее продолжение нужно искать... через пятьдесят метров ул. Мазурова. Ничего не стоит заплутать в лабиринтах проездов, тупиков и переулков.


Горожанин в малознакомом районе без карты или встроенного GPS–навигатора в мобильнике беспомощен. Поворот один, другой... и упираешься в тупик. Спросишь прохожих, те лишь пожмут плечами и махнут рукой в неопределенном направлении. Сколько времени тратится в поисках адреса какой–нибудь нужной организации!


Очевидно, городу не хватает ориентирующих указателей. Насколько они удобны, мы поняли, когда в новых микрорайонах установили большие таблички с нумерацией домов и улиц. На некоторых центральных проспектах информационные «помощники» тоже встречаются, однако целостную систему это, честно говоря, напоминает мало. Да и ориентированы световые указатели скорее на водителей, а не на прохожих. «Все это приводит к ограничению спроса на услуги инфраструктуры, предприятий и служб, создает коммуникационные барьеры в городской среде и существенно влияет на имидж и облик Минска», — считают специалисты.


Выход? Нужно создавать информационный слой города — систему пространственного ориентирования. Но это гораздо сложнее, чем просто подписать улицы и основные социальные и культурные объекты. Нужно угодить очень разным потребителям со своими запросами, провести кропотливую работу по угадыванию желаний людей, перемещающихся в городе. И в то же время не перегружать улицы лишними сведениями, грамотно и разумно использовать информационную площадь. А еще не забывайте о дизайне указателей, которые должны органично вписываться в архитектуру города... Эти и другие нюансы пришлось учитывать специалистам Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров* на транспорте совместно с городским информационно–туристским центром «Минск» во время разработки проекта пространственного ориентирования в Минске.


— Важны не столько технические решения (пусть это будут таблички, плакаты, стенды), сколько организация комплексного подхода, построение четкой иерархической системы ориентирования. Нужно увязать и электронную навигацию, и городской сервис, и систему транспортного ориентирования, — говорит председатель БАЭС Юрий Важник. — Важны логика и простота. Чтобы найти, допустим, какое–нибудь здание по улице Чайлытко, ведь нужно сначала попасть в микрорайон Сухарево. Причем маршрут не прерывается неожиданно. Нельзя «бросать» прохожего на улице — задача довести до порога театра, музея или нужной организации. В итоге экономится время, повышается комфорт при передвижении по городу. Но как предоставить ценную информацию и туристу из Германии, и коренному минчанину, и приезжему из Марьиной Горки? Ведь им нужны совершенно разные данные.


Разграничивать полезные сведения и вспомогательную информацию довольно сложно. Что пройдет через сито фильтра?


— Мы ранжировали по значимости объекты на три группы, — продолжает Юрий Петрович. — В список обязательных попали, например, названия улиц, площадей, большие транспортные развязки, объекты сервиса (аптеки, туалеты, больницы, отделения милиции), станции метро, вокзалы, парки, скверы, реки, важные туристические объекты. По согласованию с городскими службами предлагаем указывать, в частности, на прогулочные и велосипедные маршруты, стоянки, гостиницы и многое другое. А вот, допустим, названия ресторанов, кафе, магазинов, бутиков на табличках и указателях появятся по заказу этих организаций.


Система будет многослойной: прохожий должен знать, где он находится в масштабах города, района и на каком участке маршрута. Как? Помогут таблички, указатели, а в центре Минска установят информационные пункты, которые объединят и указатели, и схемы, и другие сведения. Еще разработчики предлагают, наконец, обновить таблички на остановках. Но обо всем этом по порядку.


* Сюрвейер — инспектор или агент страховщика, осуществляющий осмотр имущества, принимаемого на страхование.


Такие информационные пункты объединят важнейшие сведения для туриста


Для туриста


Столько говорим о въездном туризме, строим роскошные отели, реставрируем театры, открываем торговые центры. А вот как их найти иностранцу, гуляющему по улицам? Направить к туристическим ресурсам — вот что нужно для гостя из Франции или Германии. Самая малость. Достаточно исправить ее, устранить дефицит информации — и ждите эффекта, обещают специалисты. Туристу должно быть понятно, как пройти к Национальной библиотеке даже в три часа ночи!


Cпециальные указатели коричневого цвета подскажут путешественникам названия туристических мест и укажут путь, расстояние к достопримечательностям. Надписи сделают на белорусском, английском языках и пропишут названия на латинице (к примеру, Верхний город будет звучать так: Vierhni horad). Однако нельзя забывать и о сопутствующем сервисе. То, что для нас привычно, иностранцу может быть невдомек. Например, как позвонить в «скорую»? Поэтому решено важнейшую информацию — о сервисах первой необходимости с указанием телефонов экстренных служб — разместить на информационной ленте. Там же напишут, где ближайшие банкомат, туалет, аптека и т.д.


— Но одного создания дружественной среды мало, — замечает Юрий Важник. — Путешественникам нужен активный отдых, поэтому мы разработали более 30 пешеходных, 6 велосипедных и 7 автобусных туристических маршрутов. В Минске выделили около полусотни мест, которые можно посетить. Нельзя, чтобы наше «золотое кольцо» замыкалось только на Троицком предместье.


Куда заведут, к примеру, пешеходные маршруты? Один из них начинается около железнодорожного вокзала, включает два красивейших сквера (Михайловский и Александровский) и заканчивается на Октябрьской площади. Совсем небольшой, но по дороге встречаются несколько музеев, парковые скульптуры. Задержишься, сфотографируешься... А указатели подскажут, как не сбиться с пути. На «конечной», около Дворца Республики, начинается новый маршрут. И так по цепочке.


При разработке велосипедных маршрутов спросили мнения у тех, кто часто крутит педали, — представителей минского сообщества велосипедистов. Учитывали и живописность мест, и инфраструктуру, и расположение пунктов проката велосипедов, и достопримечательности. Расчет на то, что туристы возьмут напрокат велосипед, сделают снимки, присядут отдохнуть, купят сувениры. В Европе даже пожилые люди предпочитают передвигаться по городу на велосипедах, и дело не только в экономии...

 

Эти указатели придумали специально для путешественников

Еще одна новинка — это информационные пункты. Туристам больше не придется искать, где бы разложить карту. На таком стенде близлежащая часть города будет видна как на ладони. Обозначат все, что может заинтересовать путешественника в пяти минутах ходьбы. Например, колесо обозрения, памятник Максиму Горькому, планетарий, на спорткомплекс «Юность» обратят внимание на стенде, который установят около здания цирка.


Информационная лента подскажет не только телефоны экстренных служб, но и направит к ближайшей аптеке, стоянке такси и т.д.

Для минчанина


Горожанину не нужно объяснять, где находятся площадь Независимости или улица Немига. Ему нужны нюансы: как долго идти до ближайшего банкомата или маршрут дороги до ЖЭСа. А еще он ждет подсказку: мол, сквозной проход через этот двор закрыт из–за ремонта. И ориентиры у минчан другие. Редко кто в разговорной речи использует официальные названия административных районов, обычно слышишь привычное: Малиновка, Уручье, Чижовка, Лошица.


Эксперты предлагают, помимо этого, другое деление города. Часто, отправляясь за покупками, говорим: мол, едем на «Комаровку» или мне нужно на тракторный завод. Так проще понять, о чем идет речь, но границы таких мест размыты. Специалисты назвали их необособленными районами.


Ну и, конечно, раз уж идет речь о создании безбарьерной среды, нельзя забывать о специальных пользователях! Инвалидах, мамах с колясками, стариках. «А значит, необходимо обозначить специальные пути, подъезды к магазинам. И указатели должны легко читаться, а схемы — не напоминать о топографии и геодезии», — настаивают специалисты ассоциации.


Маршрут общественного транспорта пропишут на остановках


Для пассажиров


Неказистые таблички на остановках никуда не годятся. Пожилому человеку разглядеть маленький шрифт цифр очень сложно, но самое главное — маршрут автобуса или троллейбуса полностью не прописан, только направление, график и интервалы движения.


Разработчики проекта предлагают нанести маршрут троллейбуса и автобуса на карту города, обозначить каждую его остановку. Хорошая мысль! Ведь почти всегда наш поиск начинается именно оттуда. Пассажирам не придется выяснять, где все–таки останавливается 29–й троллейбус и куда привезет 44–й автобус. Тем более что места на остановочных пунктах вдоволь: и даже не придется теснить рекламу, расположившуюся на пластиковых панелях остановочных пунктов.


Кстати


Каждая система, в том числе пространственного ориентирования, требует своего смотрителя. Что делать, если таблички повредят вандалы? Да, заменить их несложно и обойдется это сравнительно недорого, но ведь кто–то должен этим заниматься. «Необходимо назначить городского оператора системы ориентирования, он будет решать системные вопросы, организует взаимодействие с другими службами Мингорисполкома, займется обслуживанием системы», — говорят в Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter