Выход из лабиринта,или Деревенский пейзаж с цезием и томографом

Эта встреча с председателем Костюковичского райисполкома Михаилом Борисовым имеет предысторию.
Эта встреча с председателем Костюковичского райисполкома Михаилом Борисовым имеет предысторию. За последние годы я трижды бывал в районе, и всякий раз результатом были невеселые статьи. С М.Борисовым мы тогда говорили недолго - составить мнение было трудно. Зато люди, недовольные им, рисовали весьма неприглядный образ чиновника.

И мы условились о новой встрече. Теперь признаю, что он кто угодно, только не чиновник. Мало сказать, что успешно руководит самым проблемным районом - во многом лидирует, опережая наиболее благополучные регионы. Иные хозяйственные решения, оригинальность которых вполне отвечает степени проблемности района, принадлежат лично ему. К примеру, скандальная тема долгов за крестьянское молоко в Костюковичах неактуальна: здесь долгов уже полгода нет.

Именно в Костюковичах построен крупнейший и самый современный в Беларуси цементный завод. Здесь открылась районная больница, подобной которой в стране нет. Известно, наконец (по логике - это на первом месте), что территория района более других поражена радиацией: наполовину. Как взаимосвязаны платежи и радионуклиды, завод и больница? Наш разговор с Михаилом Борисовым - об этом.

От печали до радости

Разговор начался со слез: в приемной рыдала пожилая женщина. Обойдя ожидавших, прошла к Борисову. Через несколько минут вышла уже с сухими глазами. Позже Борисов пояснит: "Когда-то ее сын был председателем колхоза. Потом уехал на Север, там спился, вернулся инвалидом. Теперь мать просит помочь с похоронами... Поможем, конечно".

- Вам, Михаил Григорьевич, наверное, легко помогать, если под рукой такой гигант, как Белорусский цементный завод. Бюджет, небось, бездонный...

- Так заблуждаются и многие мои коллеги, районные руководители, иные завидуют. Четыре года назад, когда я пришел в район, его бюджет был дотационным на 70 процентов. Сегодня пропорция обратная: нас дотируют только на 17 процентов, а 83 мы зарабатываем сами! И дело не только в цементном заводе. Недавно мы подсчитали, что с учетом БЦЗ промышленность района превысила плановые показатели на 19 процентов. А без него дала бы 28! Так что не нужно считать завод халявой, есть и минусы.

Да, БЦЗ - градообразующее предприятие, которое в прошлом году получило 1 миллиард 800 миллионов рублей сверхплановых доходов. С одной стороны, хорошо, что завод перевыполняет планы. Но чем больше он гонит за границу цемента, тем хуже району. Области и стране хорошо, району - плохо: НДС нулевой, в бюджет ничего не идет!

Поэтому ориентируем директора БЦЗ Владимира Киселева, члена райисполкома, расширять рынок в Беларуси и России. Это гарантирует нам бюджет, зарплату, развитие села, благоустройство...

- А что мешало прежде продавать цемент в России и что изменилось сейчас?

- Себестоимость. У нас выше энергозатраты. Но уже закуплена газотурбинная установка для выработки электроэнергии, причем на 70 процентов она будет использовать энергию отходящих газов. К 1 октября должны запустить. Ожидаем уменьшения себестоимости на 25 - 30 процентов. Предприятиям района энергия тоже обойдется дешевле. Завод в целом набрал силу! В прошлом году вырабатывал 700 тысяч тонн цемента, в этом ожидаем 900 тысяч, в будущем - миллион тонн. Больше, чем Кричевский и Волковысский, вместе взятые. При этом работников стало меньше на 400 человек.

Добавьте еще более тысячи человек - после ликвидации стройтреста. Раньше на рынке официально торговали 80 человек, сегодня - 308. Часть подалась в "челночный" бизнес: рядом Россия. В село пошли меньше десятка человек, хотя предлагали хорошие должности и коттеджи. Человек 600 по-прежнему не у дел. Хотя 190 рабочих мест позволило создать внедрение новых технологий на молокозаводе. В этом году организуем белорусско-российскую фирму по деревообработке, а это еще 50 - 70 рабочих мест.

Еще о социальных проблемах. Жилую и производственную базу, микрогородки и мастерские в свое время строили силами всего СССР. Второпях, часто с нарушениями технологии. Теплотрассы клали без изоляции прямо в землю, трубы сгнили. Все эти проблемы легли на районный бюджет. У нас было до 18 прорывов в месяц! Поэтому в деревенских микрогородках помогаем людям ставить печи - уже поступило немало заявлений.

Текут 20 плоских крыш многоквартирных домов. Во-первых, из-за того же износа. Во-вторых, люди ставят телевизионные антенны, дырявят изоляцию. Мы уже поставили 9 шатровых крыш - лет на 50 проблему решили. В сентябре будем монтировать кабельное ТВ - чтобы опять же крыши не портить и дать людям 10 - 15 программ вместо нынешних двух.

О красоте и здоровье

Главный врач местной районной больницы Олег Перегорулько работал в разных регионах страны санитаром и фельдшером, врачом и заместителем главврача: может сравнивать. Он категоричен: в Беларуси второй такой больницы нет! Даже среди ведомственных. Претензий к строителям не имеет никаких - качество идеальное. Оснащение...

Представьте 2-3-местные палаты с туалетом и ванной в каждой! Еще недавно туалет был на всю больницу один - на улице. Сейчас в палате для ветеранов - телевизор "Toshiba" и двухкамерный холодильник "Bosh"! Со временем, не исключает М.Борисов, появится и платная реабилитация. Зачем посылать людей в дальние санатории, если на этом можно зарабатывать самим? Процедуры те же (а то и лучше), а цены без дороги будут даже ниже.

Ближайшие перспективы таковы. Скоро установят эндоскопический хирургический комплекс - для проведения операций без скальпеля. Смогут обслуживать несколько районов. Разместив в больнице поликлиническое отделение и сэкономив на площадях (не в ущерб качеству и комфорту!), высвободившееся здание перестраивают под жилое.

Здание больницы на въезде в город стало главным архитектурным акцентом Костюковичей. И в целом город выглядит нарядным, даже праздничным. Молодежь допоздна веселилась в луна-парке, сидела возле фонтана в летних кафе - как в столице...

Прачечная для цезия

- Михаил Григорьевич, чем аукается Чернобыль спустя почти 20 лет после аварии?

- У нас радиацией поражено 49 процентов территории - такого нет нигде. 6 колхозов были переселены в пределах района, и это тоже беспрецедентно. Скажем, колхоз имени К.Маркса переселили на 70 километров. Представьте: 70 км ехать на тракторе или комбайне, чтобы обработать поля. До 300 млн. рублей убытка ежемесячно мы имели только на транспортных расходах. Проще было купить продукцию, чем ее выращивать!

Меня иногда спрашивают: почему не объединяешь хозяйства? Имею отрицательный опыт! Главное, чтобы был результат, а для этого нужна личность, которая объединит людей. Но мои предшественники лучших руководителей забирали с собой - кто в Оршу, кто в Шклов. Личности в дефиците. На 80 тысяч рублей председательской зарплаты охотников немного, дурака не поставишь. Мы предпочли оптимизацию земель: у кого-то взяли, кому-то прирезали - чтобы земля была рядом.

Как быть с людьми, которые остались и переселяться не хотят, - это 738 человек? Как их обслужить и обеспечить продуктами, если в поселках от 5 до 10 человек? Я видел такие машины в Германии и России - "мини-торги" на базе грузовика с прилавком-холодильником. Теперь два таких есть и у нас, уже работают. А как чистить одежду? Правительство выделило нам два пикапа для перевозки одежды и около 200 млн. рублей на прачечную.

Наконец, главное: чем людей занять? Месяц назад в районе состоялась выездная совместная коллегия Комчернобыля, президиума Национальной академии наук и облисполкома. Специалисты и руководители смотрели, что уже сделано и что нужно сделать. У нас, в частности, переспециализированы два хозяйства. В "Дуброво" часть земель загрязнена, на продовольственные цели зерно не годится. Но можно выращивать элитные семена для других хозяйств. То же в СПК "Ведуйцы": присоединили бывший колхоз, поставили руководителя, дали технику и скот. Правительство нас поддержало.

Мы живем, производим зерно! Прежде район занимал 19 - 21-е места по всем промышленным и аграрным показателям. А два последних года у нас первое место по стране по сбору зерна на балло-гектар, в области - по кормам. И все равно не хватило. Поэтому сейчас намерены удвоить производство кормов! Кукурузы высотой 2,27 метра ни у кого в регионе нет!

Причем удобрения на 70 процентов купили за свои деньги - тоже с помощью предприятий. Как известно, денег на ремонт комбайнов, на подготовку к уборке никто не дает. Сегодня звонил, например, управляющий банком, докладывал: комбайн к уборке готов. За БЦЗ, скажем, пять комбайнов. Техника закреплена за каждым предприятием, включая банки. И когда подводим итоги работы села, одновременно с руководителем хозяйства награждаем и шефа. И везем на предприятие столько-то тонн зерна - рассчитаться с людьми, которые одолжили нам свою копейку.

Предпочитаю не разделять жителей района на аграриев, промышленников, бюджетников. Живем и работаем вместе. Поэтому очевидно: в прошлом году из 12 прогнозных показателей район не выполнил лишь один - по строительству жилья хозспособом. Зачем строить новое, если есть готовое, пустующее? Но "чернобыльскому" переселенцу его можно дать, а "простому" механизатору почему-то нельзя... Неправильно!

- Верно ли, что у вас нет долгов за крестьянские молоко и мясо?

- А вы заметили, что Президент в связи с этой проблемой порицал всех, кроме председателя нашего облисполкома? У нас такой проблемы и подавно нет. Мы уже с января работаем по схеме, которую в приказном порядке осваивают другие: расплачиваемся с людьми 5-го и 15-го числа каждого месяца. Мы включили в расчеты сельские Советы. Раньше они только справки выдавали, а теперь распоряжаются деньгами, которые с молокозавода идут не в колхоз, а в сельсовет. Он и платит людям. Поначалу были шероховатости, но сейчас проблем нет. Вырос авторитет сельсовета как властного органа.

...На этом наш разговор с Михаилом Григорьевичем был почти закончен. Признаю, что ведомый им район - никак не "Полюс холода", как назывался один из моих материалов о Костюковичах. И уж, конечно, не тупик. Скорее - лабиринт проблем, в котором М.Борисов успешно находит правильный путь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter