За счет чего Глубокская ПМК-48 удержалась на стройрынке, а ее портфель полон заказов и планов

Выигрывает тот, у кого «квадрат дешевле»

На прошлой неделе на большом семинаре-совещании по проблемам строительной отрасли Президент поставил задачу возродить строительные организации в регионах. Пока же большинство из них работают в убыток, а в некоторых районах их вообще нет. В этом отношении опыт  ДКУСП «Глубокская ПМК-48» заслуживает изучения. Одна из немногих, если не единственная, организация треста «Полоцксельстрой», которая работает прибыльно. Рентабельность производства 5 процентов. За 10 месяцев выполнение объемов работ собственными силами составило 130 процентов к соответствующему периоду прошлого года. 

Штукатуры Оксана ЧЕБАТАРЕНОК и Людмила МАЦУЛЕВИЧ.

И вот еще интересный штрих: за последние 5 лет организация присоединила к себе 2 экономически несостоятельных предприятия (СПМК-26 и СПМК-33). Возглавляет ПМК-48 30-летний Андрей СЕСИЦКИЙ. Родом он из Глубокого, окончил Полоцкий государственный университет. Прошел в родной организации ступеньки мастера и прораба. И вот уже больше года  директор. С ним наш разговор.

– Андрей Владимирович, разрешите поздравить вас и ваш коллектив со знаменательным событием: детский садик, который возвела ПМК-48 в глубокском микрорайоне Березвечье, по итогам смотра-конкурса признан объектом года среди всех строительных организаций Республики Беларусь! 

Директор Глубокской ПМК-48 Андрей СЕСИЦКИЙ.
— Спасибо. Здесь сыграл роль оригинальный проект. А мы постарались воплотить его в жизнь с высоким качеством.

— Качественно, потому что делали для детей?

— Нет. На любом объекте, будь то жилой дом, спортивное сооружение или животноводческая ферма, качество всегда на первом плане. Припоминаю такой случай. Строили животноводческий комплекс в сельхозфилиале Глубокского мясокомбината. Руководство заказчика усомнилось в оценке качества, которую дал технадзор, и вызвало стройнадзор из Минска. Приехал из столицы специалист, походил, посмотрел и вынес вердикт: « Я в Минске контролирую строительство элитного жилья. Так вот, даже там не везде такое высокое качество, как здесь, на животноводческом комплексе».

— Наверное, качество способствует тому, что при дефиците в последнее время объектов вы все же их получаете.

— Безусловно. И не только в Глубокском районе. География обширная. Наши специалисты были задействованы в строительстве больницы в Миорах, физкультурно-оздоровительного комплекса в Ушачах, 9-этажного дома в Новополоцке. Сейчас в Клястицах Россонского района возводят животноводческий комплекс. Хочу подчеркнуть, что наряду с качеством заказчик смотрит на цену. Есть тендер среди нескольких организаций на тот или иной объект. Причем в условиях жесткой конкуренции, где участвуют не только государственные, но и предприятия частной формы собственности. Выигрывает тот, у кого дешевле стоимость квадратного метра. Нам это пока удается.

— Каким образом?

— Во-первых, у нас довольно мощная база, где налажено собственное производство фундаментных блоков, перемычек и весь ассортимент канализационных колодцев. Это, несомненно, сказывается на удешевлении строительства. Во-вторых, и это главное, везде обоснованный экономический расчет. Мой заместитель Петр Дроздович просчитывает каждый шаг: от поставки материалов до каждой операции на самом строительном объекте. Стройматериалы берем только у производителей и без посредников. Можно сгонять 20-тонный МАЗ в Минск 3—4 раза за разными материалами, а можно забрать их одним рейсом. На каждом только на горючем таким образом экономится до 300 рублей. Поэтому, отправляя машину в столицу, водителю выдаем до восьми доверенностей в разные организации. 

Машинист передвижного бетоносмесительного агрегата Олег ОГУРЕНЬ.

Или другой пример. На строительстве 24-квартирного дома в Глубоком нужно было забить 250 свай. Чтобы все сделать под один уровень, надо было спилить их головки. Отбойным молотком один человек за день обработает не более 3 штук. В итоге понадобилось бы затратить свыше 80 человеко-дней. Мы в Брестской области нашли специальное приспособление, так называемый сваескусыватель. Арендовали его. Работу выполнили всего за 4 дня. В разы сократили сроки, и обошлось куда дешевле. К тому же заменили тяжелый ручной труд.

— Но жизнь подбрасывает сюрпризы, практически несовместимые с экономикой. Ваша организация за последних 5 лет взяла на абордаж прогоревшие СПМК-26 в Глубоком и СПМК-33 в Плиссе. Не проще было их, как сейчас стало модно, обанкротить?

— Честно говоря, да. Ведь СПМК-26 «привезло» нам полмиллиона рублей долга, плюс 250 тысяч — СПМК-33, что сразу потянуло вниз. Но обанкротить означало бы фактически распустить эти коллективы, где были хорошие специалисты. СПМК-26 занималось сантехникой. У нас был небольшой собственный участок сантехнических работ. После присоединения он значительно вырос, и работа нашлась всем. Например, они установили как внутреннюю, так и внешнюю сантехнику в Миорской больнице, большую помощь оказывают индивидуальным застройщикам. Только в одном Глубоком вырастает целый микрорайон частных домов. Что касается СПМК-33, то на их базе берем сеяный песок, добываем песчано-гравийные смеси. Во многом благодаря моему предшественнику Сергею Кожуху закрыли долги. Мне он оставил только 120 тысяч рублей.

Тот самый сказочный детский садик. 
— Андрей Владимирович, известно, что ваш коллектив зарабатывает не только на строительстве, но и в торговле. В Глубоком появился ваш фирменный магазин. 

— Да, открыли на базе бывшей ПМК-49 магазин строительных материалов, хотя некоторые отговаривали. Мол, зачем лезть в убытки, когда в райцентре есть 2 мощных частных супермаркета, где можно приобрести все по довольно приемлемым ценам. Но у нас оказалось еще дешевле. Берем цемент, кирпич, краски и другое у белорусских производителей напрямую. Ну и самое главное, что реализуем свой собственный товар: здесь конкурентов вообще нет.

Бригадир плотников Степан ЛЕМЕЗО с помощником Сергеем ДРОЗДОВИЧЕМ.
— В коллективе почти 200 человек. При известном напряжении со строительными объектами все-таки трудновато, наверное, всех задействовать. Отправляете в таком случае в отпуска за свой счет?

— Стараемся всем найти работу. Выручает, что специалисты в большинстве своем профессионалы, владеют несколькими смежными профессиями. Без этого, наверное, пришлось бы туго. Будучи прорабом, я построил 60-квартирный дом в Глубоком одной бригадой каменщиков. Они были на этом объекте и бетонщиками, и плотниками, и кровельщиками. У нас есть машинист башенного крана Александр Ребенок, который может заменить и плотника, и плиточника, и сантехника. И если уж разговор зашел о людях, хочу особо отметить находящуюся в декретном отпуске бригадира штукатуров Ирину Толкач, бригадира бетонщиков Анатолия Петровского и его помощников Юрия Манчинского и Евгения Девятуху, которые качественно делают стяжки полов, перерабатывают за смену только песка до 15 кубов, бригадира каменщиков Леонида Куницкого, наставника молодежи, а также семейную династию Михеенковых: Геннадия Ивановича и его сыновей Дмитрия и Александра, которые пришли в организацию после армии. Стараемся поддержать людей: вовремя выплачиваем зарплату, помогаем при необходимости строительными материалами. Многие молодые семьи получили льготное жилье в домах микрорайона Северный, которое сами же и строили.

— При всем этом проблемы наверняка остаются?

— Главная — это изношенность техники. К примеру, двум самоходным растворобетонным смесителям по 10 лет. Недавно приобрели новый за 80 тысяч евро, взяв частично кредит. Есть напряжение и с объектами. Чтобы не работать, как говорят, «внахлест», нужно заранее знать, где и что строить. Сейчас проходит экспертизу проект 60-квартирного дома в Глубоком по улице Северной. Надеемся, она не затянется, задел на новый год обретет более зримые очертания.
С отдельными строителями ПМК-48, занятыми на капитальном ремонте Глубокской центральной больницы, удалось пообщаться. Интересная судьба у бригадира плотников Степана  ЛЕМЕЗО. Работал в Красноярском крае, строил животноводческие помещения. Вернулся в Беларусь, поселился в Подсвилье, хотя сам столинец, и вот уже 6 лет здесь. Ставит в домах окна, двери, замки. Говорят, трудно сыскать такого мастеровитого специалиста. Главное, как замечает сам, — качество. Работает аккуратно, монтирует в день со своим помощником Сергеем Дроздовичем 6—8 окон.

Можно и больше, — замечает. — Но это будет в ущерб качеству.

И главный контролер для него даже не мастер, не прораб, а сами жильцы. От последних дружному дуэту только благодарности. 

Свыше пяти лет на стройке штукатур Оксана ЧЕБОТАРЕНОК. У нее высокий разряд, за что получает надбавку к зарплате. 

В бригаде с ней Людмила МАЦУЛЕВИЧ, мать троих детей. Молодая семья Мацулевичей получила на льготных условиях квартиру на улице Северной в Глубоком, которую сама Людмила строила. За кредит выплачивают символическую сумму: 18 рублей в месяц.

Здесь же квартиру на семью из трех человек получил и Олег Огурень, машинист передвижного бетоносмесительного агрегата. 
saulich@bk.ru

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter