Надежным спросом на рынке труда будет пользоваться способность к креативу и эмпатии

Выиграть место под солнцем

У нас есть время серьезно задуматься о своем будущем. Американские крупные компании (Google, IBM и многие другие) из самых разнообразных сфер деятельности в прошлом году увольняли тысячами сотрудников. Еще вчера они — программисты, переводчики, маркетологи и дизайнеры — считались квалифицированными специалистами и представителями пресловутого западного среднего класса. Сегодня уже многие из них стоят на пороге безработицы: компании заменяют живую силу нейросетями. Искусственный интеллект при всех своих сегодняшних недостатках оказывается намного дешевле, чем сотрудники. А бизнес умеет и любит считать. Да, «восстание машин» началось с рынка труда. Впрочем, у людей есть шанс выиграть место под солнцем у искусственного разума. Наши серые клеточки (по меньшей мере пока) обладают одним свойством: способностью создавать что-то новое и уникальное, а также формировать вокруг себя душевную атмосферу. 


Когда пугают безработицей, которую неизбежно принесет цифровизация (в том числе и активное использование искусственного интеллекта), лично я не очень верю таким уж печальным перспективам. Действительно, в прошлые века технологические прорывы заканчивались социальными если не трагедиями, то драмами, так как машины лишали рабочих в одночасье куска хлеба. Но разве история XIX и даже XX столетия справедлива для нашего времени? Демографическая картина тогда была совершенно другая: молодое население, высокая рождаемость, значительная часть приходилась на сельских жителей, которые подпитывали ряды пролетариата в городах. Ключевой экономической проблемой многих государств (и так было вплоть до конца XX века) являлось обеспечение граждан работой и, следовательно, средствами к существованию. Сегодня основная сложность, это из каких источников пополнить трудовые ресурсы, которых не хватает буквально всюду и везде. И технологии уже являются ответом на вызов демографического перехода, когда растет продолжительность жизни, снижается рождаемость, а численность пожилых людей увеличивается при падении числа трудоспособной молодежи. 

Другой вопрос, что прогресс внесет свои коррективы в конкурентоспособный профиль. Смышленый, исполнительный, трудоспособный и аккуратный — пожалуй, эти качества уже являются недостаточными для удачной карьеры. По ним опередить электронные системы невозможно. Проигрыш неизбежен. 

Собственно говоря, процесс идет уже не первый год. Автоматизированные системы давно вытесняют бухгалтеров и других специалистов, которые обеспечивали в компаниях производственный учет. Еще одной пострадавшей профессией становятся переводчики. Цифровые комплексы все лучше разбираются в лингвистике, причем они (пускай и не самые совершенные) давно есть в открытом доступе. На очереди стоят маркетологи. Это в былые времена маркетинг казался каким-то таинством или недостижимым искусством. И огромное количество людей анализировали продажи, проводили различные исследования, которые (во всяком случае так считалось) позволяют проникнуть в душу потребителя, выстраивали концепции и стратегии… С развитием сквозной автоматизации в торговле (продавца без сканера штрих-кодов уже даже в глухой деревне не найдешь) и удешевлением накопления и обработки больших данных в маркетинговом «шаманстве» в шаблонном варианте отпала необходимость. Не надо думать: электронный мозг все посчитает и выдаст всю аналитику по каждой торговой точке — объем продаж, структуру, раскладку по времени… И дальше необходимо только логистику подстраивать. И не надо угадывать, какие товары лучше покупают накануне того или другого праздника. Проанализировал результаты прошлых лет по каждой позиции (коих на прилавках средней руки маркета лежит несколько тысяч) — и подстраивай логистику, поставки. Словом, техническая работа, с которой без запинки опять же может справиться электронный мозг. Почти без участия человека. 

Тренд обозначился. И под него необходимо подстраиваться.
Есть у цифровых систем одно слабое место: они могут только повторять и компилировать уже имеющийся материал (по крайней мере пока), но не обладают эмпатией. И в конкуренции с машинным интеллектом надо тренировать креатив интеллекта естественного.
Будет ли востребован в ближайшем будущем классический дизайнер, который по определенным правилам и канонам, описанным в учебниках, рисует разные картинки, — сложный вопрос. Искусственный интеллект проанализирует быстро и качественно весь предыдущий опыт и набросает разные варианты. Управленцу останется только выбрать, ориентируясь на свои собственные вкусы и интуицию. А вот с уникальным художественным мышлением никакая кибернетическая машина соревноваться не может. Как и очень сомнительный вопрос, насколько электронный мозг способен к прорывным инновациям. Перебрать миллионы вариантов и определить оптимальный по заданным алгоритмам — тут у процессора конкурентов нет. А вот выдать что-нибудь неожиданное… Как закон Ньютона или теорию Эйнштейна. Очень сложный вопрос, способен ли электронный мозг на фундаментальные открытия. 

Второй недостаток нейросетей — отсутствие эмпатии. Робот или бот может пообщаться, скажем, на ресепшене. Но он же не улыбнется, не поприветствует с теплотой в голосе… Автомат может привезти заказ к столику в ресторане. Но он не сможет добавить душевной атмосферы. И как бы ни развивались технологии, но в обозримом будущем цифровые системы скопировать психологию человека во всех ее многочисленных и уникальных проявлениях не смогут. Это, наверное, случится тогда, когда удастся разгадать тайну происхождения жизни. Возможно, когда-нибудь и это событие в научном мире произойдет. Но до этого момента выигрывать у чипового интеллекта у нас есть все шансы. По крайней мере по некоторым направлениям. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter