Выгодный билет

Минск и Берлин намерены развивать отношения в транспортной сфере

У белорусской транспортной системы немало общего с немецкой

Минск и Берлин намерены развивать отношения в транспортной сфере. Это отметили представители Белорусского союза транспортников (БСТ), которые по приглашению Фонда имени Фридриха Эберта посетили ряд немецких общественных объединений и транспортных организаций. Одной из главных целей визита были переговоры о развитии программы обучения белорусских специалистов из сферы общественного транспорта в Германии.

Беларусь сегодня находится на пути транспортных реформ, а вот Германия уже много лет уверенно движется по выбранному курсу. Это дает свои результаты: пассажиры довольны комфортом и стоимостью проезда, транспортные предприятия – прибылью, а общества охраны окружающей среды – экологией города. Позаимствовать опыт европейских коллег, построить мосты общения и наладить дальнейшее сотрудничество – с такой целью приехала в немецкую столицу белорусская делегация.

Транспортная система Берлина – это несколько пересекающихся компонентов: S-Bahn (наземное метро), U-Bahn (традиционное, подземное метро), пригородные железные дороги с остановками в самом Берлине, а также автобусы и трамваи. Весь город в разных направлениях можно проехать максимум за час. Работа всей транспортной системы координируется Союзом транспортников Берлин-Бранденбург. «В Берлине проживает 3,5 миллиона человек, и до недавнего времени каждая вторая семья пользовалась личным авто, — рассказывает исполнительный директор организации Ханс-Вернер Франц. — Однако у нас остро стоит проблема загазованности и пробок. Сегодня порядка 80 % горожан поддерживают идеи Союза транспортников Берлин-Бранденбург и выступают за увеличение ассигнования на развитие общественного транспорта».

Распространение такой модели управления рынками транспортных услуг по Беларуси станет инструментом решения множества вопросов. «Мы должны переходить на европейские стандарты в обслуживании, безопасности, экологии. Чтобы лучше понимать западную схему работы, а также избежать типичных ошибок зарубежных коллег, нужно видеть ее применение на практике. Поэтому Белорусский союз транспортников ищет пути расширения контактов с Европой, в том числе с Германией. Беларусь присоединилась только к части конвенций по транспорту, но работа в этом направлении должна быть активизирована», – отмечает председатель правления РОО «БСТ» Владимир Сосновский.

Практические аспекты работы транспортной системы федеральной земли Берлин-Бранденбург были рассмотрены на примере самой крупной общественной транспортной организации в Германии – Берлинской Транспортной Компании («BVG»), основанной более 80 лет назад. Благодаря ее деятельности жители и гости столицы передвигаются по городу на автобусах, метро, трамваях и даже… катерах. Сеть общественного транспорта состоит из 1703 км автобусных линий, 190 км трамвайных путей и 479 км линий метро и электричек. Интегрированная система всех способов передвижения позволяет легко, безопасно и недорого добраться в любую часть города. Каждый год «BVG» перевозит примерно 906 миллионов пассажиров, то есть приблизительно 2,4 миллио-на в сутки. Добавим, что, кроме этой организации, в городе есть еще несколько перевозчиков. Кстати, для удобства потребителей создана единая система оплаты проезда, в основе которой – специальное соглашение, подписанное всеми перевозчиками.

Центр системы управления автобусами – святая святых Берлинской транспортной компании. Ее работу белорусской делегации продемонстрировал представитель руководства «BVG» Андреас Файт. В базе данных – 145 дневных и 50 ночных маршрутов, на случай сбоя автобусного сообщения на мониторы выводится информация о маршрутах подземной железной дороги. Электронный диспетчерский пункт отслеживает информацию о месте расположения и графике движения 1200 транспортных средств. Водители также получают ее через переговорное устройство в автобусе, чтобы придерживаться расписания буквально по секундам. «Такая электронная система управления позволяет сокращать и удлинять маршруты, осуществлять стыковки разных видов транспорта. Наша ежедневная задача состоит в том, чтобы люди не тратили драгоценные минуты на ожидание», – прокомментировал Андреас Файт. И, кстати, среди качественных показателей работы берлинского транспорта, точность стыковок различного их вида и регулярность ночных рейсов занимают первые места.

Немецкие коллеги живо интересовались белорусским опытом работы службы организации движения. В Минске центр управления движением наземного пассажирского транспорта открылся в июле нынешнего года. В нем создано 14 рабочих мест для диспетчеров, которые следят за работой транспорта, оборудованного навигационной системой. Пока это только 376 машин.

Власти Берлина понимают, насколько важно усовершенствовать систему общественного транспорта, делать его удобным, привлекательным и, что немаловажно, экологически чистым. Так, автобусы «BVG» соответствуют стандартам «Евро-5», двигатели которых работают на дизельном топливе с биодобавками. Кроме того, на них используются фильтры, до минимума снижающие выбросы окиси углерода и сажи. Это белорусской делегации было продемонстрировано на транспортном предприятии Потсдама. Общей сложностью 7 трамвайных маршрутов, 18 автобусных и паром предоставлены в распоряжение 140-тысячного города. «Из 395 сотрудников нашего предприятия 228 — водители. Их средний возраст 49 лет. Мы отдаем предпочтение людям с большим опытом и стажем, поэтому среди наших водителей есть даже те, кому уже под 70. Хорошего специалиста найти сложно. Поэтому мы сами решили взяться за их обучение: наняли инструкторов и открыли курсы вождения», – рассказал представитель транспортного предприятия Потсдама Ганс-Райнер Мунак.

Немецкие транспортники весьма позитивно откликнулись на предложение белорусской стороны о сотрудничестве. Планируется, что в скором времени в Германии будет организовано обучение белорусских специалистов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter