Выгода на распутье.

Как превратить нашу страну из «перекрестка Европы» в «многоуровневую евроразвязку»?

Как превратить нашу страну из «перекрестка Европы» в «многоуровневую евроразвязку»?

Десяток лет подряд регулярно бывая на 17-м километре Брестского шоссе, корреспондент «НГ» невольно был очевидцем упадка некогда комфортабельной одной из трех интуристовских гостиниц столицы БССР – мотеля-кемпинга «Минский». Построенный в 1966 году, он уже спустя сорок лет после своего открытия выглядел безнадежно запущенным. Однако в последнее время здесь произошли разительные перемены: с «олимпийки» то и дело сворачивают огромные фуры с номерными знаками практически всех стран Европы, снуют к АЗС юркие легковушки а поблизости раздвинул лесополосу ярко-синими стенами колоссальный складской корпус с десятками подъездных ворот. Таможенная граница и мировая цивилизация впритык приблизились к Минску после введения в эксплуатацию двух пусковых комплексов первой очереди транспортно-логистического центра «Минск--Белтаможсервис». Что же представляет собой логистика и можно ли на ней заработать много, попытался выяснить корреспондент «НГ».

На стыке дорог и интересов

Разговоры о выгодном географическом положении нашей страны у многих уже набили оскомину. Однако факт есть факт: два крупнейших транспортных коридора пересекаются именно на землях Беларуси. Так было предопределено исторически. Но жизнь ускоряется, транспортный и грузовой поток растет. На городском уровне в таком случае банальный перекресток заменяют многоуровневой развязкой. А что предпринимает Беларусь на национальном уровне?
Как известно, бизнес имеет собственную философию. Один из ее элементов — набирающий в последние десятилетия популярность мировоззренческий взгляд на все бизнес-процессы через призму издержек с целью их оптимизации. По сути, это и есть логистика. Довольно увлекательное занятие имеет под собой вполне ощутимую финансовую выгоду: сквозь нагромождение и тесное переплетение различных интересов, противовесов и козней конкурентов провести товар от производителя к потребителю с наименьшими потерями.
В результате умело продуманной логистической схемы географические нюансы отступают на второй план, а пословица “за морем телушка — полушка, да рубль перевоз” теряет свой смысл. Сегодня магазины Подмосковья завалены новозеландским сливочным маслом, преодолевшим не менее 16 тысяч км, в Евросоюзе с избытком экологически чистого мяса из Аргентины (около 12 тысяч км), а на Дальнем Востоке России в порядке вещей молочные продукты белорусских Лиды и Слонима, отстоящих от тех мест на 7 тысяч км. Однако суть логистики не только в выстраивании экономически выгодной схемы поставок, но и в обеспечении необходимой инфраструктуры транзитных товарных потоков. Разумеется, на основе взаимной выгоды.
В принципе, база для этого в нашей стране есть уже сегодня. Железнодорожники, например, в 2009 году объединили многолетний опыт работы своей экспедиции и терминально-складской инфраструктуры в единое предприятие “Белинтертранс”, которое тут же взяло курс на создание и развитие соответствующего сервиса международного уровня. Становится на крыло логистики и отечественная авиация: в ближайшее время аэропорт Гродно, например, обещает стать одним из пунктов европейской “перевалочной базы”. На автодорогах же этот процесс давно идет полным ходом. И все же...

Обновление — основа привлечения

Белорусский Минтранс рассчитывает, что все запланированные к строительству логистические центры уже в этой пятилетке найдут свою нишу в рамках Таможенного союза и создания Единого экономического пространства. Но жизнь на месте не стоит, поэтому чиновники и логисты активно стремятся не только соответствовать духу времени, но и сработать на перспективу.
Работы в этой сфере — воз и множество тележек. Например, Национальный аэропорт “Минск” — главный и крупнейший в стране, но имеет лишь одну взлетно-посадочную полосу (ВПП) длиной 3,6 км. Между тем уже сегодня имеется самолет — гигантский А380, — которому такая полоса почти впритык. А то ли еще будет! Да и о предстоящем чемпионате мира по хоккею забывать не стоит. Именно к 2014 году и решено завершить реконструкцию “воздушных ворот” страны — построить новую ВПП и терминал. Тем временем бельгийская компания AOI NV завершает разработку проектно-сметной документации на строительство в районе Национального аэропорта “Минск” логистического парка. Около 50 млн евро инвестирует в создание подобного парка на базе аэропорта Витебска крупная чешская компания. А гонконгская компания, с которой планируется развивать сотрудничество, проявляет интерес к эксплуатации ВПП Оршанского авиаремонтного завода — ее можно использовать для приема самолетов, доставляющих грузы из Китая в Европу, но не соответствующих ограничительным нормам ЕС.
Сколько можно заработать на логистике в национальном масштабе, сказать сложно, но очевидно одно: это большая цифра. Например, группа компаний GEFCO, представленная более чем в 150 странах и по итогам минувшего года вошедшая в десятку крупнейших европейских логистических операторов, имеет годовой оборот 3,4 млрд евро. “И наша республика может зарабатывать серьезные валютные средства, — заметил, посещая открываемый в ближайшее время под Раковом логистический центр, первый заместитель министра торговли Александр Забелло. — Это важное направление в экономике, оно позволит увеличить транзит грузов по территории страны, создать новые рабочие места”.
Центр этот весьма внушителен: каждый квадратный метр его пола способен выдержать 5 тонн веса, а одновременно разгружаться здесь смогут три десятка фур, причем товар на стеллажи будет отправлять компьютер. Кстати, близ Ракова построят и АЗС, станцию техобслуживания, гостиницу и целый коттеджный поселок для двухсот семей. Скажете, идиллия? Пока не совсем.

Закон — что дышло...

...Куда повернешь, туда и вышло. Эта поговорка зачастую имеет неодобрительный смысл. Между тем закостеневшая нормативно-правовая база может создать немало проблем при решении тех или иных насущных вопросов. Поэтому ее по необходимости можно (и нужно!) “поворачивать”. Главное — в правильную сторону. Скорректировать в ближайшее время планируется и госпрограмму развития логистической системы Беларуси до 2015 года, которой определено полсотни участков для строительства и размещения логистических центров. “Ряд участков инвесторами не востребован, — поясняет главный товаровед Министерства торговли Валерий Гинтов. — Назрела необходимость либо заменить эти участки, либо изменить их количество в определенных областях, районах”.
Кроме того, сегодня прорабатывается вопрос внесения изменений в президентский Указ от 1 сентября 2010 года № 450 “О лицензировании отдельных видов деятельности”. “Ожидается, что для владельцев логистических центров будут упрощены требования, которые предъявляются к соискателям лицензий на оптовую торговлю и хранение алкогольной и пищевой спиртосодержащей продукции, табачных изделий, — продолжает представитель Минторга. — В связи с этим министерствами финансов и по налогам и сборам подготовлены разъяснения о порядке документооборота при реализации товаров с участием логистических центров”. Также разрабатывается стандарт для оптово-логистических центров, которым будут утверждены требования к уровню их оснащения и качеству услуг.
Словом, работа по усовершенствованию отечественной логистики идет. Впрочем, не всегда решение тех или иных проблем зависит от белорусской стороны. Например, планы российской компании “Итера” построить в Национальном аэропорту “Минск” центры бизнес-авиации, техобслуживания и ремонта авиатехники много раз переносились не по нашей вине. “Теперь мы ждем, когда инвестор устранит свои проблемы и реально пойдет финансирование”, — говорит начальник управления стратегического развития, координации и инвестирования транспортных систем Министерства транспорта и коммуникаций Павел Божанов.

Логика удачи — логистика

Современный транспортно-логистический центр (ТЛЦ) — это не просто склад, это и конечная переработка продукции. Здесь производятся штрихкодирование, маркировка, расфасовка товаров. Все это позволяет снизить конечную их стоимость, ведь около половины издержек составляют именно транспортировка и процедуры доставки.
Однако в национальном масштабе логистика — это еще и имидж государства, а также серьезнейший источник валютных поступлений в белорусскую казну. Строительство ТЛЦ позволит нашей стране переориентировать товарно-транспортные потоки на себя, невзирая на уже существующие подобные объекты в других странах. “Ведь не следует забывать о конкуренции, — говорит генеральный директор РУП “Белтаможсервис” Юрий Король. — А ее суть диктуется рынком, и она проста: если у нас будет дешевле и комфортнее, потребитель логистических услуг пойдет именно к нам”.
Собственно, уже идет. Именно поэтому новые белорусские ТЛЦ окупаются не за восемь лет, как планировалось изначально, а всего за пять—шесть. “Наш брестский логистический центр уже получил с декабря прошлого года прибыль в размере 2,546 миллиарда рублей, — просматривает сводку Юрий Король. — А с апреля нынешнего года ТЛЦ близ Минска получил 569 миллионов рублей. Как видите, бизнес этот весьма выгоден и весьма востребован”.
Западные инвесторы говорят о том же. Во время подписания договора между “Белтаможсервисом” и чешской компанией “Метростав” о строительстве ТЛЦ близ деревни Щитомиричи, что на Слуцком шоссе под Минском, посол Чехии в Беларуси Йиржи Карас подчеркнул: “Беларусь является привлекательной страной по своим торговым и инвестиционным возможностям, особенно после вступления в Таможенный союз. И создание современной транспортно-логистической системы нужно не только Беларуси, но и ее партнерам”.
Что ж, наша страна никогда не отказывалась от добрососедских отношений и выгодных проектов. А их пересечение — это еще один уровень современной европейской транспортной развязки, которую представляет собой Беларусь. И обустроить которую нам вполне по силам.

Логистика — локомотив экономики
Сингапур, Гонконг, Нидерланды, сделав в свое время ставку на логистику, сегодня неплохо зарабатывают на ней. Отечественный логистический рынок, по оценкам экспертов, также уже через пять лет может принести в белорусскую казну дополнительно 2,5 млрд долларов. “Потенциал развития этой отрасли в Беларуси просто огромен, — сообщил “НГ” аналитик исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.— В свою очередь развитие логистических центров позволит белорусским предприятиям включиться в производственные цепочки зарубежных компаний, а также даст толчок к привлечению в страну новых инвестиций. Иными словами, логистика может не просто занять достойное место в экономике Беларуси, но и дать импульс к развитию иных ее отраслей, а также экспортных возможностей предприятий”.

По состоянию на 1 июня в Беларуси реализуется 25 инвестпроектов по строительству логистических объектов в рамках соответствующей госпрограммы и еще 16 — дополнительно, на основе заключенных инвестдоговоров. Наиболее активно проводятся эти работы в Минской области (12 проектов по программе и 10 дополнительно). В целом в Беларуси осуществляется 41 инвестпроект по созданию логистических центров, объем фактически привлеченных инвестиций составляет около 380 млрд рублей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter