Выезжать не торопятся

Как открыть границы для экспорта товаров и услуг малого и среднего бизнеса?

Как открыть границы для экспорта товаров и услуг малого и среднего бизнеса (МСБ)?

Если та или иная задача решается с помощью множества мелких факторов, то результат фактически не зависит от случайностей… Такова вольная трактовка закона больших чисел, который небезуспешно применяется в экономической теории и практике. Например, если основная доля экспорта страны формируется благодаря огромному количеству малых и средних предприятий, то временные трудности одних поставщиков с лихвой компенсируют успехи других, а общий показатель остается достаточно стабильным. По такому принципу строится экспортная стратегия многих ведущих стран мира. В той же Германии вовсе не «Мерседес» или «Сименс» обеспечивают основную долю внешнеторгового оборота: это игроки глобального рынка, вклад которых в национальную копилку крайне невелик. Деятельность небольших фирм остается «за кадром», однако именно малый и средний бизнес формирует около двух третей экспорта ФРГ. Правда, и обороты представителей этого сектора в Германии несколько иные: некоторые немецкие «малыши» могут показаться белорусам муравьями, тянущими непосильную ношу. Не редкость, когда предприятие, где трудится несколько человек, поставляет за рубеж продукцию на десятки миллионов евро в год…

Предсказуемый сбыт

Возможно ли такое распределение ролей в белорусских экономических реалиях? Пожалуй, это вопрос отдаленной перспективы. Так сложилось, что именно крупные производители формируют основную часть отечественного экспортного «пирога». Отказываться от этого в одночасье, по меньшей мере, неблагоразумно. Тем не менее эксперты давно предупреждают: для наших гигантов самый естественный путь сохранить за собой экспортные позиции – включаться в технологические цепочки транснациональных корпораций (ТНК). И, по сути, отказаться от части своей экономической самостоятельности. «Беларусь не сможет поддерживать на достойном технологическом уровне все направления, поэтому взаимодействие с ТНК для нас важно, — считает директор научно-производственного предприятия «ЛЭМТ» Алексей Шкадаревич. – В то же время надо понимать, что это работа на вторых ролях, которая не может быть краеугольным камнем национальной экономики». Вывод простой: прежде чем отпускать крупнейших производителей в свободное плавание по волнам мировой экономики, надо снизить риски национальной системы. И мировой опыт показывает, что лучше всего себя оправдывает ставка на развитие малого и среднего бизнеса. Тем более что по ряду направлений белорусские фирмы вполне могут взять пальму первенства на международном рынке: например, оказание инжиниринговых услуг, производство оптических приборов, лазерные технологии… Подобные виды деятельности, как правило, осваивают предприятия скромных масштабов. Но их успехи, помноженные на количество игроков, могут трансформироваться в достаточно высокий экспортный потенциал.

Помочь материально…

Однако сегодня производственные амбиции представителей малого и среднего бизнеса выражены не слишком ярко. Другая серьезная проблема – неразвитость инфраструктуры этого сектора. «В Европе основные партнеры по внешнеторговым операциям, в том числе по импорту, — это небольшие фирмы. Они не могут заключать крупные контракты, а именно в этом заинтересованы ведущие белорусские экспортеры», — поясняет экономический советник Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени проф. Кунявского Свен-Олаф Невиак. Понятно, что партнерам с сопоставимыми оборотами легче договариваться друг с другом. Кроме того, одно из обязательных условий проникновения «малышей» на внешние рынки – возможность досконально и глубоко изучить потребительский спрос по ту сторону границы. Качественный маркетинг, участие в специализированных выставках, грамотная подготовка документации, изучение благонадежности потенциальных партнеров… К сожалению, у малого и среднего бизнеса по определению нет ресурсов для решения всех этих задач. «Если государство признает значимость МСБ в производственной и экспортной сфере, то оно соответствующим образом выстраивает свою политику, оказывая компаниям необходимую поддержку по выходу на внешние рынки», — поясняет Свен-Олаф Невиак. Например, в Германии действует целая система мер по оказанию помощи предпринимателям. В частности, им возмещается две трети расходов на участие в зарубежных выставках, до 60 % затрат на консалтинговые услуги по изучению внешних рынков. При Министерстве экономики ФРГ действуют организации, которые на постоянной основе готовят аналитические материалы по конкретным регионам, продуктам, отраслям: такая информация предоставляется фирмам за небольшую плату. Вопрос поддержки экспортной активности малых и средних предприятий решается и через систему торгово-промышленных палат.

Кто начнет?

Будет ли востребована такая инфраструктура в Беларуси? По большому счету, отдельные ее элементы давно и небезуспешно действуют, но не всегда малый и средний бизнес знает, где можно получить помощь. «К нам чаще обращаются представители крупных предприятий. Скорее всего, это объясняется тем, что небольшие компании реже ориентированы на производство и экспорт», — поясняет главный специалист по внешнеэкономической деятельности БелТПП Андрей Величковский. С ним соглашается и Свен-Олаф Невиак: «Эта инфраструктура не нужна сама по себе. Ведь если мы посмотрим на структуру малого и среднего бизнеса в Беларуси, то в основном его представители ориентированы на предоставление услуг и торговлю». С другой стороны, поддержка предприятий-гигантов отвлекает ресурсы, которые можно было бы пустить на развитие МСБ, считает немецкий эксперт. «В любой экономике должны быть свои флагманы, но в каком-то смысле они сдерживают инициативу менее крупных компаний», — делает заключение Свен-Олаф Невиак. Впрочем, в европейских странах структурная перестройка экономики тоже произошла не за один день. Все начиналось с выноса большинства крупных производств в зарубежные государства, что способствовало высвобождению рабочей силы, необходимой для развития частной инициативы. Похожие процессы мы наблюдаем в последние годы и в Беларуси: в частности, предприятия-гиганты организуют выпуск своей продукции на площадках стран-партнеров. Это позволит постепенно переориентировать экономику на развитие частного сектора и сферы услуг. Но малому и среднему бизнесу понадобится время, чтобы «запустить» свой экспортный и производственный потенциал на полную мощь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter