Выдох силы

Белорусская гимнастика в кризисе, и это теперь ни для кого не секрет. Завершившийся недавно в Роттердаме чемпионат мира не оставил в этом никаких сомнений...

Белорусская гимнастика в кризисе, и это теперь ни для кого не секрет. Завершившийся недавно в Роттердаме чемпионат мира не оставил в этом никаких сомнений.


Соревнования, призванные стать генеральной репетицией перед намеченным на следующий год олимпийским отбором, нарисовали неутешительную картину. Наша сборная отметилась лишь бронзовым штрихом воспитанника еще той, прежней, школы Дмитрия Касперовича. Что же касается женской команды, то и прежде не блиставшая, она и вовсе оказалась за пределами 24 команд, которые смогут на следующем чемпионате мира оспорить путевки на Олимпиаду. У мужчин проблем не меньше, но, по мнению главного тренера Николая Федоренко, надежда еще не умерла. Впрочем, кризис не имеет пола. И гостренер женских сборных Антонина Кошель, подводя итоги первенства планеты, говорит, что и мужчины, и женщины находятся сегодня в одной яме.


Три кита


— Возвращаясь из Роттердама, я всерьез думала о том, чтобы писать заявление по собственному желанию, — выступление Антонины Владимировны стало настоящим гвоздем начавшегося с поздравлений и цветов собрания гимнастического сообщества. — Потому что уже руки опускаются от того, в каких условиях приходится работать.


В качестве основной проблемы, мешающей возвращению гимнастики на высокий уровень, Кошель назвала отсутствие спортсменов и специалистов, способных этих спортсменов найти, научить и вывести в свет. Искать самих наставников гостренер предлагает за границей, замечая, что «своими силами подняться не сможем». Но этот вариант в сегодняшних условиях нежизнеспособен. Потому как из трех условий, необходимых для того, чтобы сюда приехал действительно толковый специалист — база, деньги, дети, — нет ни одного.


Камень на камне


Базы — отдельный разговор. Именно ужасные условия для тренировок в областных центрах, по мнению начальника команды Генриха Дедюли, стали причиной травм, оставивших не у дел лидеров национальной команды. «Уезжая домой для децентрализованной подготовки, спортсмены обязаны поддерживать форму в местных залах, — объясняет он. — Они и работают, но проблема в том, что сложные элементы, которые можно безопасно выполнять в условиях «стайковского» зала, в областных комплексах приводят к повреждениям». Цена приведения одного зала в состояние, не вызывающее опасений у тренеров и спортсменов, — около 80 тысяч евро. Инвестиции эти, конечно, долговременные, но суммы такие, что даже в столице чешут затылки.


Пророк из чужого отечества


Скоро в Могилеве будет открыт новый комплекс — Дворец гимнастики, в котором для спортсменов будут созданы условия, «не уступающие лучшим аналогам». Причем не только для работы, но и для проживания спортсменов. Казалось бы, закатать рукава — и за работу, однако именно этот «подарок» высветил еще одну краеугольную проблему белорусской гимнастики. «Вы посмотрите, сколько тренеров у нас осталось в стране, — призывает Кошель. — Те, кто чего–то стоил в профессиональном плане, давно уехали. Буквально накануне минувшего чемпионата мира отправился в Америку Валерий Булыга, на котором держалась вся барановичская школа. Выпускники БГУФКа, отмаявшись положенные два года, подрабатывая чуть ли не на стройках, находят другую работу или уходят к циркачам, где и спрос меньше, и денег больше. Вот и в Могилеве Олег Мищенко, подготовивший в свое время Светлану Баитову, по возрасту уже не может тренировать спортсменок...»


Тренеры хорошего уровня, которые смогли бы организовать в Могилеве чемпионский «конвейер», начинаются с трех тысяч долларов в месяц. По хоккейным или футбольным меркам — копейки. Но даже эти суммы заставляют гимнастическое руководство лишь разводить руками. «Я до сих пор жалею о том, как мы упустили талантливейшего тренера Олега Остапенко, поднявшего украинскую и бразильскую гимнастику, — вспоминает Антонина Кошель. — Он готов был переехать сюда вместе с семьей. Но зала тогда не было, квартиру ему найти не получилось... А сейчас у него уже контракт с молодежной сборной России...»


Кто на новеньких?


Впрочем, даже появление в стране известных тренеров не решает третью проблему — резерва. Рассуждая о тех, кто придет на смену нынешним лидерам, Николай Федоренко вспоминает Артема Быкова и Павла Булавского. Но на вопрос: «А дальше?» — лишь разводит руками. «Проблема поиска юных гимнастов с каждым годом все сложнее, — объясняет Николай Андреевич. — У гимнастов много значит и телосложение. У нас сейчас даже самые низкие ребята  под 175 сантиметров вырастают, а для гимнаста даже 165 много. Иначе — травмы и низкие по сложности программы». У женщин ситуация аналогичная. «Детей ведут очень много, — говорит Антонина Кошель. — Но в первый же день однозначно заявляют: мы к вам на годик–другой. Для общего развития и улучшения координации. Остаются единицы». Которым, к слову, пробиваться к вершинам гимнастики приходится через тернии действительности. «Общежитие УОРа по гимнастике находится на Калиновского, само училище на Филимонова, а зал на Игнатенко, — обрисовывает ежедневный маршрут гимнасток Дедюля. — Если в день нужно быть на двух тренировках, то времени, проведенного в транспорте, хватило бы на третью».


Вопросов много, ответов пока нет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter