Выдержка и спокойствие

Репортаж очевидца взрыва на праздновании Дня Независимости

Репортаж очевидца взрыва на праздновании Дня Независимости


Ничто не предвещало беды. Не воспримите это как банальные слова. На вечерний концерт у стелы на проспекте Победителей пришло около полумиллиона человек. Сверхмассовый праздник был ожидаем. Правоохранительные органы подготовились к такому наплыву публики. Работали четко. Несмотря на мою журналистскую аккредитацию, сумку проверили еще на дальних подступах к пяточку у сцены. А уж на месте досмотрели со всей тщательностью. С коллегами мы даже поворчали по этому поводу. Беззлобно, разумеется. Понятно, у каждого своя работа...


Конечно, через рамку металлодетектора всех зрителей не проведешь. Да и философия праздника к этому, казалось, не обязывала. «Мы, беларусы, — мiрныя людзi...» — полумиллионный хор искренне выводил строки гимна. И это только возле стелы.


Но... Случилось невероятное. Люди спели гимн. Лев Лещенко поклонился ветеранам, поздравив их и всех зрителей своим знаменитым «Днем Победы». На сцену вышла украинская звезда Таисия Повалий... Хлопок в ста метрах от сцены поначалу мне не показался опасным. Мало ли... Может, очередной сюрприз концертных пиротехников. Уже позже с журналистами президентского пула мы восстанавливали для себя события. Все вспомнили, как по ногам будто прошел сильный порыв ветра. Оказалось, ударная волна.


Позже специалисты сказали, что сработало самодельное взрывное устройство. Бутылка, начиненная стальными гайками. Но в момент инцидента никто не думал, что произошло что–то плохое. Многие вообще ничего не услышали. А кто был поближе, скорее всего, решили, что хлопнула обычная петарда. И слава Богу... Я ужаснулся от мысли: вдруг именно на такой эффект — на панику — рассчитывал преступник...


Первая машина скорой помощи появилась на месте взрыва буквально через 30 секунд. Когда подъехала вторая, третья... седьмая машины, стало ясно, что произошло нерядовое ЧП. Я стоял в пятнадцати метрах от Президента и видел, как буквально через несколько минут после взрыва сотрудники службы безопасности докладывали ему о случившемся. Видел, как изменилось лицо Президента. Как его окружило плотное кольцо охранников, очевидно, предполагая, что он сейчас сядет в бронированный автомобиль и уедет. Он поступил иначе. Пренебрегая всеми мерами безопасности, направился к месту происшествия. А позже выяснится: было еще и второе взрывное устройство...


На асфальте темнели пятна крови. Видел я и небольшую воронку на газоне возле кустов. На земле еще лежали несколько раненых. Кому–то прямо там ставили капельницу. Милиционеру из оцепления перебинтовывали руку. Если честно, в панику в такой ситуации было удариться очень легко, но то, как оперативно и слаженно работали соответствующие службы, выдержка Президента, произвело на меня отрезвляющий эффект. Александр Лукашенко сразу взял ситуацию под свой контроль и прямо на месте отдал поручения правоохранительным органам провести расследование оперативно и тщательно.


После этого Президент вернулся на свое прежнее место у сцены. В партере, ясное дело, уже никто не танцевал. Но и виду о случившемся не подавали. К Президенту то и дело подходили люди из руководства силовых структур. Он слушал их сообщения, коротко давал распоряжения. Концерт же, возможно, с некоторыми сокращениями, был доведен до конца. Публика спокойно разошлась по домам.


...Журналисты остались дежурить на месте взрыва. Где–то через час после завершения концерта первый комментарий нам дал начальник ГУВД Мингорисполкома Анатолий Кулешов. Он сказал самое главное, что нам в тот момент от него хотелось услышать: «Погибших нет». Число раненых, которое он первоначально назвал, в течение ночи постоянно уточнялось в сторону увеличения, но в целом картина происшествия уже тогда была составлена точно. Преступник пока не найден.


В эту ночь я так и не смог уснуть. Перед глазами стояли окровавленные, оглушенные люди... Не могу представить себе выродка, совершившего такую подлость. И его мотивы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter