Выброс адреналина, или...

или Как корреспондент “НГ” в свободном падении прочувствовал на себе премудрости экстремального досуга Прыжок с 35-метровой высоты... Разве это не экстрим? Еще какой! И очень опасный. Однако есть люди, которые готовы с улыбкой проделать такой фокус. Бережет их от верной смерти веревка. А зовут смельчаков роупджамперами (от английских слов rope — веревка и jump — прыгать).

Как корреспондент “НГ” в свободном падении прочувствовал на себе премудрости экстремального досуга

Прыжок с 35-метровой высоты... Разве это не экстрим? Еще какой! И очень опасный. Однако есть люди, которые готовы с улыбкой проделать такой фокус. Бережет их от верной смерти веревка. А зовут смельчаков роупджамперами (от английских слов rope — веревка и jump — прыгать).

Белорусский “колизей”
...Накрапывает мелкий дождь, но Алексей — организатор прыжков с крыш — успокаивает: погода не помешает и роупджамперы соберутся на оговоренном месте в назначенное время. Прыгать будем с “колизея” — недостроенного паркинга высотой в тридцать пять метров, расположенного недалеко от центра Минска.
Там ожидает друзей-роупджамперов Павел — он уже полгода занимается прыжками с веревкой и за это время добился значительных успехов.
— Родители не знают, что я прыгаю с веревкой, — улыбается Паша. — А я не говорю, куда ухожу. Хотя, думаю, они догадываются: дома на видном месте лежит все мое снаряжение.
Экипировку экстремалы покупают за собственные деньги: веревки, карабины, специальные шорты и жилеты. Это обходится недешево. Метр альпинистской веревки в специализированном магазине стоит три доллара, а для того чтобы подготовить все для прыжка, ее нужно не меньше двухсот метров.
Многие роупджамперы в прошлом промышленные альпинисты. Организм привыкает к постоянному выбросу адреналина, поэтому бывшие высотники начинают прыгать с крыш.
Безопасная опасность
Спрашиваю:
— Нет вероятности, что при прыжке человек ударится о стену здания или сломает себе что-нибудь, когда веревка натянется — сила притяжения-то большая...
— Исключено, — серьезно отвечает Павел. — Конструкции устроены так, что человек отлетает от стены на внушительное расстояние. Две веревки одним концом снизу привязываются к дереву специальным узлом-восьмеркой, второй конец крепится на крыше к колонне диаметром в два метра. Они выполняют функцию рельса, по которому “поедет” еще одна, свешенная вниз веревка, прикрепленная одним концом к карабину, а вторым к роупджамперу. Отрегулирована она так, что “доезжает” только до середины пути, а до земли остается полтора-два метра. Получается, что прыгун отлетает на порядочное расстояние от стены, а веревки, выполняющие роль рельса, отпружинивают человека, создавая эффект батута. Каждая веревка выдерживает более 2000 килограммов, а карабин — от 2200. Но даже в том случае, если одна веревка порвется, прыгун не упадет, а останется висеть на второй.
Сразу представляю картину и задаю вполне логичный вопрос:
— А несчастные случаи бывают?
— Бывает и такое, — задумавшись, говорит Павел. — Но тут все зависит от самого человека. Новичок, который послушно следует всем нашим указаниям и инструкциям, ни за что не пострадает. А вот человек с притупленным инстинктом самосохранения может попасть в беду. Вот наш друг однажды прыгал с одного из городских мостов. Дело ночью было. Прыгнул он и вниз не посмотрел, а там по дороге машина как раз ехала. Парень ударился головой о боковое зеркало и долго лежал в больнице. Шрам на всю жизнь остался. Сначала говорил, что завязывает с прыжками, но через некоторое время вернулся. А вот как раз и он.
Полет по правилам
К нам подходит герой недавнего рассказа. Начинаются вопросы. Собравшиеся думают, что парень прыгал выпившим. Однако тот не на шутку обижается:
— Да вы же сами прекрасно знаете, что это не по правилам.
Действительно, правил, связанных с прыжками, хватает. На крыше ни в коем случае нельзя находиться пьяным. Новичок, готовый совершить первый прыжок, обязательно должен иметь при себе паспорт и написать расписку. В ней он подтверждает, что согласен на прыжок и не имеет никаких заболеваний, которые могут дать о себе знать во время падения. Людям с заболеваниями сердца или нервными расстройствами лучше не становиться на парапет. Себе дороже... Еще одно важное правило: никто, кроме организаторов прыжков, не должен подходить близко к краю крыши. Роупджамперы не хотят привлекать внимание прохожих. Те запросто могут вызвать милицию.
— Конечно, прыжки с крыши не запрещены, — говорит Павел. — Но сотрудники милиции частенько нас гоняют. Объясняют они это тем, что мы нарушаем общественное спокойствие. Хотя бывает так, что милиционеры сначала прогоняют с крыши, а через несколько дней приходят одетыми в “гражданку” и сами прыгают с веревкой.
Дебютный полет
Наконец приходит Алексей и приносит необходимое для прыжков снаряжение. Подготовка занимает минут сорок, и теперь все готово для того, чтобы первый смельчак прыгнул вниз с высоты тридцати пяти метров.
— Сейчас все начнут нервничать, — улыбается Артем. — Обычно новичка по крику можно определить. Прыгая первый раз, люди абсолютно не контролируют свои эмоции. А вот опытные роупджамперы более сдержанны и уверены в себе.
Сделав громкий выдох, первым прыгает Алексей. На прыжок даже смотреть страшно. Кажется, что никакой веревки нет, однако парня вдруг подбрасывает в воздух. Затем ребята спускают его на землю. Снизу Алексей кричит, чтобы помощники подтянули веревку — слишком маленькое расстояние до земли. Выполнив его просьбу, ребята готовят следующего участника прыжков. Парень прыгает впервые... Раздумывает он недолго и летит вниз с громким криком. Поднявшись наверх, он повторяет прыжок.
— Многие так делают, — объясняет Артем. — Одного раза не хватает для того, чтобы все почувствовать, получить нужную дозу адреналина. Вот когда уже третий раз стоишь на парапете, думаешь, что ни за что больше не прыгнешь...
Собираюсь попрощаться с экстремалами, но те и не думают меня отпускать. Алексей протягивает снаряжение и говорит, что я обязательно должен прыгнуть. Приготовления длятся недолго, и вот я уже стою на парапете. Алексей придерживает меня, чтобы прыжок не случился раньше времени. Оглядываюсь по сторонам и после недолгих раздумий о смысле жизни шагаю в тридцатипятиметровую пропасть... Из-под ног пропадает твердь. Четыре-пять секунд — совсем ничтожный промежуток времени, однако мне он показался громадным, томительным. И тут веревка натягивается, подбрасывая вверх. Потом еще и еще. Наконец под ногами появляется привычная земля — мое падение закончилось... Впечатления? Могу точно сказать одно: полеты наяву от полетов во сне еще как отличаются...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter