Выбраковка

Можно ли научиться строительству… семейных отношений?

Можно ли научиться строительству… семейных отношений?

Мне никогда не нравилось это слово — больно уж много у него значений. И потом, спрашивается, как у понятия производственного дефекта и союза двоих любящих людей может быть одно звучание? А вдруг, именно это странное единство впоследствии и делает многие союзы бракованными?! Что ж, так это или нет, а статистика — штука упрямая: за январь—апрель этого года в сравнении с 2010-м число регистраций браков в Беларуси уменьшилось на 1 %, число разводов выросло на 11 %.

Мне почему-то кажется, что удивить сегодня этими цифрами кого-либо просто невозможно — привыкли. Странно, что, с одной стороны, мы храним столько свадебных традиций, месяцами готовимся к торжествам, тратим немалые деньги, чтобы… через год-другой хладнокровно отнести заявление в ЗАГС о разводе. В чем соль? Мы стали относиться к бракосочетанию, как к торжеству сродни дню рождения, который имеет обыкновение быть каждый год, или?.. Или это как медаль, знак качества, означающий, что обладатель заветного штампика состоялся во всех отношениях?

Впрочем, если одни бьют рекорды по числу штампов в паспорте, другие о «порче» документов и фамилий и вовсе не задумываются. Зачем? Сегодня общество вполне демократично относится ко всем союзам полов, в том числе гражданским. Никто не осуждает ни их, ни рожденных вне брака детей. Какая разница? Лишь бы у ребенка были мама и папа. А штампы… Любовь от них не зависит. Хотя, мне кажется, есть у этого явления обратная сторона. Многие ведь не то чтобы считают регистрацию неважной, а таким образом проверяют прочность отношений или… считают свой союз временным, поскольку не уверены, что рядом тот или та самая, с которым(ой) хочется жить всю жизнь и состариться вместе. Ведь штамп в паспорте — не приговор, а подтверждение серьезности намерений.

Сегодня в обществе все чаще раздаются реплики о том, что институт семьи умер. Что те ценности, на которых она держалась прежде, уже не актуальны. И что один из китов, на котором держалась «ячейка общества», — экономически зависимое положение женщины — так сказать, отправился в свободное плавание. А как же тогда насчет равных отношений? Неужто для счастливого брака кто-то в нем обязательно должен доминировать?

Кстати, исследований счастливых браков было немало. Психолог Д. Валлерстайн, например, определил счастливый союз не как фотографию в рамке, а как изменчивое партнерство, в котором каждый из участников должен решить определенные задачи и получить своего рода «вознаграждение». Для этого партнерам нужно совсем чуть-чуть: выбросить из головы предыдущий семейный опыт и опыт родителей, уметь вместе противостоять жизненным невзгодам, почувствовать, что семья — это территория безопасности. Но кто нас этому учит?

На мой взгляд, все наши семейные неудачи кроются в том, что мы подсознательно наступаем на «грабли» своих родителей, копируя их поведение в семье. Хорошо, если родительская семья была почти идеальной, а партнер по характеру близок к вашим папе или маме. А если нет? Если вы готовы строить одни отношения, а ваша половинка надеется на другие? Чем закончится такое несовпадение?

«В Беларуси большое внимание уделяется поддержке семей. Посмотрите, выделяются значительные средства на строительство жилья, обеспечение детского питания, выплату пособий, а ожидаемого эффекта мы пока не получаем. Например, рождаемость у нас остается не слишком высокой. В обществе возникла некоторая тенденция, когда создаются семьи без регистрации брака, семьи, изначально планирующие жизнь без детей. Мы проезжаем по регионам и видим печальные последствия такой жизни, когда эти люди, одинокие, достигшие почтенного возраста, могут рассчитывать лишь на помощь государства, — отмечает председатель постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимир Зданович. — Мы пришли к мысли, что нам необходимо объяснять людям: семья — это самая величайшая ценность, это не только демографическая, но и национальная безопасность. Необходимо обучать и воспитывать в этом направлении молодое поколение. Это задача всего общества, в том числе системы образования. И эта задача прописана в Кодексе об образовании».

Оказывается, некоторые уже знают как это — быть настоящей семьей. Так, в Белгосуниверситете на протяжении двух лет реализуется проект международной технической помощи ЮНИСЕФ «Формирование осознанного родительства у студенческой молодежи», в рамках которого работает школа осознанного родительства. И в мае этого года ее покинули первые выпускники. «Каждый окончивший такую школу студент получил портфель со всей специализированной литературой в помощь будущим родителям. Потребность в такой литературе сегодня очень велика, — рассказала директор центра перспективного детства БГУ Елена Устиненко. — В конце октября этого года мы планируем передать пакет документов по нашему проекту в Минобразования, чтобы, возможно, наш опыт получил более широкое распространение в республике». В центре также понимают, что начинать учить семейным ценностям нужно не в вузе, а фактически с рождения. Поэтому здесь разрабатывается и система осознанного родительства, ориентированная на все возрастные этапы развития личности.

К слову, сами молодые люди осознают: пробел в области знаний о семье есть. «Перед тем как организовать наш проект, — вспоминает Елена Устиненко, — в 6-ти учебных заведениях мы провели опрос среди студентов. Участие в нем приняли 1,5 тысячи ребят. На вопрос, считают ли они необходимой подобную работу в вузах, большинство дало положительный ответ».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter