Об итогах единого дня голосования в России

Выборы как элемент суверенитета

Совершенствование политических систем России и Беларуси продиктовано самой жизнью

­­­­Президент Беларуси Александр ­­­­Лукашенко поздравил своего российского коллегу Владимира Путина с успешным проведением единого дня голосования. Почему этому событию уделено столько внимания? Ведь выборы касались в основном местных органов власти. Пожалуй, в этом стоит разобраться подробнее, тем более что кое-что из опыта государства-союзника окажется полезным и для нас.

Избирательный участок в Донецке, 10 сентября 2023 года.

Индикатор общественных настроений

Само введение единого дня голосования в 2005 — 2006 годах было реакцией на ту модель манипулятивной демократии, которая строилась в России по западным лекалам еще в 90‑х. Хорошо запомнились сытые и довольные лица очумелых от бешеных денег политтехнологов, которые гастролировали по разным регионам необъятной страны, где перманентно проводились какие-либо выборы. Обывателю вся эта вакханалия знакома по комедии «День выборов». Чтобы навести порядок, сначала установили два дня голосования по всей России: второе воскресенье марта и второе воскресенье октября. А с 2012 года такой день остался один — второе воскресенье сентября.

На этот раз проводились довыборы четырех депутатов Государственной думы на образовавшиеся вакансии (один народный избранник сам сложил полномочия для работы в Крыму, а трое скончались), а также избирали глав 21 субъекта федерации, депутатов законодательных органов в 20 регионах, включая четыре новых, вошедших в состав России после референдумов в сентябре прошлого года. И еще избиратели отдавали голоса за депутатов нескольких городских органов само­управления. Всего — 4 тысячи избирательных кампаний, 34 тысячи выборных должностей, 81 тысяча кандидатов.

Безусловно, особое внимание было приковано к выборам в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. Киевский режим сделал все, чтобы сорвать процедуру голосования. Организовывались диверсии и теракты, даже били беспилотниками по избирательным участкам. Мне лично довелось наблюдать в конце августа за подготовкой к выборам в ДНР и Запорожской области. Можно уверенно сказать, что местные власти, несмотря на противодействие, организовали процесс должным образом. Так, агитационные плакаты, баннеры, билборды были буквально на каждом шагу.
По итогам голосования уверенную победу одержали кандидаты, поддерживающие политику, проводимую Президентом Владимиром Путиным. И это важный индикатор общественных настроений. Нынешний политический курс разделяется большинством россиян. Столь неприятный для себя факт вынуждены признать даже самые яростные противники России, например, Владимир Зеленский в своем недавнем интервью британскому The Economist.

Экзамен для власти

На Западе ломают голову по поводу этого феномена. Конечно, здесь нет одного простого ответа, но среди прочего мы наблюдаем результат сложившейся национальной политической системы. В России, как и в Беларуси, последовательно устраняют из общественной жизни элементы иностранного влияния. Дело не только в пресловутых иноагентах. Скажем, активную политическую деятельность на выборах ведут сейчас «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия». Время от времени появляются и новые проекты — вроде «Новых людей». Таким образом, отражаются различные идеологические течения, но на базе признания конституционных основ российской государственности.

И здесь интересно сравнить белорусскую и российскую ситуации. В партийном строительстве наши союзники ушли несколько вперед. Зато мы серьезно продвинулись в создании суверенной модели народовластия. Наиболее ярким примером этого является введение института Всебелорусского народного собрания как полноценного конституционного органа. Большим достижением отечественной политической и правовой мысли является разработка и принятие закона о гражданском обществе. В свою очередь, у россиян мы позаимствовали введение единого дня голосования, который впервые пройдет в Беларуси в последнее воскресенье февраля будущего года.

Любопытно, что в отличие от экономики такая гармонизация политических процессов не является частью договоренностей или же принятых в результате переговоров союзных программ.  
Совершенствование политических систем России и Беларуси продиктовано самой жизнью. Лозунги об укреплении независимости и суверенитета воплощаются в развитии конкретных общественных и политических институтов.
Мы зачастую критически рассматриваем данный процесс, считаем, что он идет не столь быстрыми темпами. И все же если посмотреть, что было сделано с 2020 года, то стоит признать, что проведена огромная работа, в том числе над ошибками. Важно, что она проходит в тесном взаимодействии власти и граждан. Именно это и придает устойчивость, долговременность обозначенным тенденциям.

Вместе с тем нельзя успокаиваться. Наши конкуренты на международной арене не оставят попыток найти уязвимые места в отечественной модели общественного развития. Потому укрепление политической сферы национальной безопасности — процесс постоянный и требующий высокой динамики. При этом выборы, в том числе местные, являются важным испытанием для власти на этом пути.

Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter