Выборы: идет предстартовая подготовка

До официального объявления дня парламентских выборов осталось менее месяца. Этот предстартовый период для Центральной избирательной комиссии — самое ответственное и напряженное время: идет организационно-техническая подготовка к предстоящей кампании. О том, что уже сделано, в интервью с секретарем ЦИКа Николаем Лозовиком.
До официального объявления дня парламентских выборов осталось менее месяца. Этот предстартовый период для Центральной избирательной комиссии — самое ответственное и напряженное время: идет организационно-техническая подготовка к предстоящей кампании. О том, что уже сделано, в интервью с секретарем ЦИКа Николаем Лозовиком. — На недавней встрече Президента Александра Лукашенко с председателем Центризбиркома Лидией Ермошиной глава государства поставил задачу сделать парламентские выборы максимально гласными, открытыми и прозрачными. Что предполагается осуществить в этом плане? — Прежде всего необходимо обеспечить наблюдателей и представителей СМИ самой полной и исчерпывающей информацией как о ходе избирательного процесса, так и о самих выборах. Для этого, в частности, планируется во Дворце Республики в день выборов развернуть пресс-центр с подведением туда электронной связи, чтобы журналисты имели возможность получать информацию о ходе выборов в режиме реального времени. Опыт организации подобного пресс-центра уже есть. Он работал во Дворце Республики во время президентских выборов. Кроме того, политические партии будут иметь право ввести в состав Центризбиркома своих представителей с правом совещательного голоса. Они смогут участвовать в обсуждении тех или иных вопросов, вносить свои предложения, высказывать замечания. — Оппозиционно настроенные партии, как известно, недовольны существующим избирательным законодательством и стремятся его «модернизировать». При этом нередко обвиняют Центризбирком в консерватизме. Насколько обоснованны подобные претензии? — Для ЦИКа не существует таких понятий, как оппозиция или пропозиция, левые партии или правые. Для нас все они субъекты избирательного процесса. Что касается непосредственно избирательного законодательства, то здесь важно выделить два ключевых аспекта. Первый: абсолютно совершенных законодательств нигде в мире нет. Так что повод для претензий и недовольства всегда можно найти. Второй: очень важно, чтобы существующее законодательство обеспечивало в полной мере стабильность избирательного процесса. То есть избиратель четко представляет свои права и обязанности и сознательно им следует. Существующая на данный момент в нашей стране законодательная база вполне удовлетворяет этим требованиям. Что касается консервативности ЦИКа, то он правом законодательной инициативы не обладает. Хотя, безусловно, члены Центризбиркома принимают участие в разработке законов, касающихся избирательной системы, в качестве экспертов. Но законы принимают депутаты, они же вносят туда изменения и поправки. ЦИК лишь их выполняет, как говорится от «а» до «я». — Сторонники «ревизии» избирательного законодательства ратуют за пропорциональную систему выборов, считая ее более демократичной и представительной. Главным образом потому, что она обеспечивает в парламенте места кандидатам от политических партий. У нас же, как известно, практикуется мажоритарная. На ваш взгляд, которая предпочтительнее? – Я говорил уже, что идеальных избирательных систем в мире нет. И мажоритарная, и пропорциональная системы имеют свои плюсы и минусы. В зависимости от того, какие конечные цели определены и чьи интересы поставлены на первое место. Если речь идет о развитии политической системы и предпочтение отдается партиям, тогда наиболее приемлема пропорциональная. Если же во главу угла ставятся государственная стабильность и интересы избирателя, то наиболее подходящая — мажоритарная. Их принципиальные различия в том, что при пропорциональной системе избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за партию. Причем депутат даже не «привязан» к какому-то конкретному округу. И при необходимости избиратель даже не знает, к кому обратиться по вопросу, возникшему в его регионе. То есть при таких условиях можно провести в парламент кого угодно. Мажоритарная же система строится на несколько иных принципах. Избиратель знает своего депутата, он голосует за него осознанно, может при желании узнать о его прошлом, настоящем. При этом закон допускает отзыв депутата, если он не справился со своими обязанностями. Думаю, что в наших социально-экономических условиях, а также исходя из менталитета белорусского народа, сложившихся традиций, мажоритарная система наиболее удобная. — В заключение скажите, что уже сделано на уровне ЦИКа по подготовке к выборам? – На заседании Центризбиркома определена средняя численность избирателей на округ — примерно 64,5 тысячи человек. Утверждены образцы всех документов — начиная подписными листами в поддержку кандидатов в депутаты и заканчивая временным удостоверением избранного депутата. Подготовлены брошюры, в которых дается разъяснение избирательных процедур для окружных и участковых избиркомов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter