“Выборочно-капитальный” ремонт

Что вытекает из “ремонта с наименьшими затратами”Говорят, если хочешь человеку зла, пожелай ему ремонта. Но что поделаешь, проходит время, жилье, будь то дом или отдельная квартира, ветшает. И “стихийное бедствие” под названием “ремонт” становится неизбежным. Так и тянуло написать “и неотвратимым”, но удержало то, что в ожидании капитального обновления многоквартирные городские дома в полтора, а то и два раза перестаивают нормативные эксплуатационные сроки. Какая уж тут неизбежность?!

Смешно, но это обстоятельство полностью опровергает народную мудрость насчет зла, поскольку попасть в ремонтные “титлы” мечтают и всей душой стремятся жители многих могилевских пятиэтажек. Потому что за не одно десятилетие эксплуатации такие явления, как протекание, промерзание, отсыревание, особенно в угловых квартирах, стали хроническими и все более распространяющимися. А кому же не хочется комфорта?! Тем более что обитатели таких домов в большинстве своем люди весьма пожилые (состарились вместе с квартирами) и остаток жизни хотят провести в тепле и уюте - провести ремонт всего дома и ремонт ворот.
Поэтому, когда жильцы  дома № 27 по улице Якубовского в Могилеве увидели возле своих окон рабочих, сооружающих строительные леса, больше обрадовались, чем огорчились. Ведь строению за 40 лет, за это время оно ни разу не ремонтировалось, а ведшиеся с доброе десятилетие разговоры на эту тему практически похоронили надежду. И вот лед тронулся! В квартирах приготовились перенести связанные с капремонтом тяготы и лишения, тем более что потерпеть просили недолго.
Но, как говорят, скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. А без сказок, как водится, не обошлось. Почему-то капитальный ремонт этого дома не затронул устройство шатровой крыши вместо мягкой рулонной. Почему-то оконные рамы на блоки ПВХ заменили лишь выборочно: на балконах первого этажа и в угловых комнатах. Написавшие письмо в редакцию С.Кудрин, С.Шматкова, В.Федосенко и И.Шаршукова совершенно справедливо недоумевают по этому поводу: разве за такой длительный срок эксплуатации  оконные переплеты неодинаково  пришли в негодность? Ведь угрожавшие развалиться и упасть бетонные (!) балконы практически реконструируют все. Стены дома тоже утепляют не выборочно.
Прораб Вячеслав Цуруков из ООО “Новоком” — именно эта организация проводит ремонтные работы — на недоумения и сомнения жильцов ответил коротко и ясно:
— Делаем только то, что предусмотрено проектно-сметной документацией.
И с этим не поспоришь. Сделаешь меньше — не примет объект заказчик. Сверх же проекта можно работать лишь за свой счет.
Заказчиком в данном случае выступает управление коммунальных предприятий Могилевского горисполкома. И инженер отдела строительства и капитального ремонта Денис Устинович, лишь только узнав про письмо, заметил:
—  Знаем, чего они добиваются. Чтобы все оконные переплеты в доме заменили. И к нам с такими претензиями обращались.
А на реплику о том, что претензии-то обоснованные, ответил вопросом:
— А сколько такой ремонт будет стоить, подсчитывали?..
В дальнейшей беседе выяснилось, что политика УКП при проведении капитального ремонта старого жилого фонда сводится к тому, чтобы сделать больше с наименьшими затратами. И сейчас по примерной схеме дома № 27 по ул.Якубовского приводится в порядок еще четыре объекта.
Принципиальные подходы могли бы вызывать лишь одобрение, если бы не несколько “но”. Первое ассоциируется с логикой одного знакомого, который, будучи человеком небольшого достатка, купил себе довольно дорогие туфли. И на вопрос, зачем было так тратиться, не лучше ли приобрести подешевле, но несколько пар, ответил: “Я не настолько богат”, — имея в виду выгоду от хорошего качества. Да и поговорка эта не случайна: жадный платит дважды. Поэтому, наверное, еще можно поспорить, что лучше и выгоднее — настоящий капитальный ремонт на долгие годы (второго, вероятно, дом просто не дождется, попав в разряд ветхих) на трех объектах, или вот такой урезанный на пяти.
Второе “но” связано с качеством проектных работ. В нашем случае ими занималось столичное ОДО “Види”. В Могилеве, имеющем институт Могилевгражданпроект, еще несколько проектных организаций и бюро, своих проектировщиков не нашлось. Но суть не в этом. Вероятно, ОДО не хватило дополнительной ответственности, поскольку, во-первых, дверно-оконные блоки, замененные в некоторых квартирах, оказались значительно меньшими по размерам, чем стенные проемы для них. А во-вторых, — по чьей вине — не нам выяснять, — в проекте  не учтено то, что газопровод, снабжающий дом, проходит прямо возле его фасадной  стены. Теперь работы на этой части здания прекращены, модернизация балконов с устройством лоджий приостановлена до тех пор, пока не будет сделан другой проект — выноса системы газообеспечения из пятна застройки и газовики не перекладут трубы (а это тоже немалые денежки). И когда закончится многострадальный “капитальный” ремонт в 27-м доме, теперь одному Богу известно.
И, наконец, последнее. Каждый из горожан платит ежемесячно отчисления, которые, если судить по жировкам, предназначены на капитальный ремонт жилого фонда. Сейчас эта сумма больше 264 рублей за 1 квадратный метр, и она имеет тенденцию к росту. А кто скажет, сколько получается за город? Как ремонтные средства расходуются?
Конечно, тот, кто их получает, считает и распределяет, скажет. Для остальных могилевчан же — “тайна велика есть”. А человек устроен так, что, годами производя отчисления, время от времени склонен задаваться вопросом: за что плачу? Отсюда и отказы вносить эти платежи, и конфликты, и недоумения по поводу “выборочно-капитальных” ремонтов. И до тех пор, пока эти счета не станут прозрачными, а отчеты об их использовании общедоступными, так и будет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter