Выбор вуза должен быть осознанным

Очередное расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу при участии представителей Министерства образования, Совета Министров и Комитета государственного контроля было посвящено обеспечению равных прав граждан на доступ к высшему образованию в свете подготовки к рассмотрению во втором чтении проекта закона Республики Беларусь

Очередное расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу при участии представителей Министерства образования, Совета Министров и Комитета государственного контроля было посвящено обеспечению равных прав граждан на доступ к высшему образованию в свете подготовки к рассмотрению во втором чтении проекта закона Республики Беларусь

«О высшем образовании». Прошло оно в самом «сердце» системы тестирования – Республиканском институте контроля знаний.

И это не случайно. Ведь в последние годы именно тесты являются пропускной системой в мир высшего образования. А их успешное решение ни много ни мало дает реализоваться одному из основных прав человека – праву на образование. Поэтому, по мнению председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимира Здановича, так важно определить место тестирования в разрабатываемом сейчас белорусском законодательстве, а в частности, проекте закона

«О высшем образовании». Говоря о тестировании, а следовательно, и получении высшего образования, нельзя забывать об обеспечении равных прав граждан на доступ к высшему образованию. «Под равенством в данном вопросе мы понимаем создание равных условий для реализации творческого потенциала молодых людей, проявления знаний, умений и навыков, которыми располагает абитуриент на выходе из общеобразовательной средней школы», — пояснил Зданович.

С учетом потребностей и возможностей личности высшее образование в Беларуси можно получить на дневной, вечерней, заочной и иных формах обучения. В отличие от многих других государств у нас сохранена бюджетная форма, и, кроме того, запрещено сокращение бюджетных мест за счет приема платников. Еще одним важным фактором, повлиявшим на расширение границ доступа к высшему образованию, стало законодательное закрепление возможностей приема на обучение сверх доведенных контрольных цифр. А чтобы эта возможность была реализована на практике, при поддержке главы государства начало осуществляться льготное кредитование студентов.

По мнению Здановича, граждане оценили это нововведение, как оценили и создание комиссий по контролю за ходом вступительных испытаний, и, конечно, тестирование как одну из форм контроля знаний. Кстати, в новом проекте закона «О высшем образовании» в ст. 19 (ч. 3) есть упоминание об органах, контролирующих вступительные испытания, а в ст. 18 централизованное тестирование официально закреплено как один из видов вступительных испытаний. «Конечно, тестовая форма контроля знаний для Беларуси относительно нова, — заметил Владимир Матвеевич. — Ведь длительное время господствовали устные экзамены и письменные контрольные работы и сочинения. Внешне это вполне достойные формы контроля, но со временем они перестали отвечать требованиям дня сегодняшнего, так как не обеспечивали равных условий поступления в вузы. Частыми были случаи субъективизма приемных комиссий и даже прямого взяточничества отдельными их представителями. Особенно страдали от этого выпускники сельских школ. Доходило до того, что из 80 тысяч абитуриентов, зачисленных в вузы, лишь 600 были из сельской местности. И сегодня нужно уделять пристальное внимание сельчанам, потому что там находится сильный потенциал. Кстати, это треть всех молодых людей страны. И с введением тестов и установлением жесткого контроля со стороны Комиссии государственного контроля ситуация меняется».

Хотя, если оглянуться назад, на начальном этапе внедрения тестов образовательная система столкнулась с проблемой недоверия со стороны граждан. Возможно, потому, что помимо РИКЗ разработкой тестов ранее занимались сами вузы. Но с течением времени информированность населения о централизованном тестировании достигла стадии насыщения, совершенствовались сами тесты, процесс тестирования стал более понятным и открытым. Обеспечена и тайна информации, касающейся тестов и ответов на них. Кстати, по предварительным данным, которые сообщил директор РИКЗ Николай Феськов, для вступительной кампании этого года институт готовит тесты по 14 предметам. На централизованном же тестировании абитуриент будет сдавать три предмета: обязательный тест по государственным языкам и два по специальности. В качестве четвертой оценки учитывается средний балл школьного аттестата. Что касается качества тестов, оно очень высокое: авторские коллективы проходят серьезный отбор, а сами тестовые задания подвергаются тщательной экспертизе. Но если вдруг в задание закралась описка, правильный ответ засчитывается всем участникам тестирования. Итоговый же результат в нынешнем году можно будет узнать через Интернет по номеру паспорта. Помимо подготовки и подведения итогов тестирования (кстати, в этом году планируется обработать порядка 600 тысяч тестов), РИКЗ по просьбе вузов проверяет подлинность сертификатов. Год назад, например, подделку обнаружили в БГУ.

Вместе с тем, участники заседания не достигли консенсуса по вопросам отмены платного тестирования и имевшего ранее место деления вузов на два потока по престижности. В частности, по словам депутатов, сокращение числа попыток сдать экзамен по одному предмету приводит к потере возможности пройти вступительное испытание досрочно и увеличивает степень случайной невысокой отметки по тесту. «По нашему мнению, проиграют все, в том числе государство», — отметил Владимир Зданович. Отмена же потоков, по мнению председателя комиссии, может грозить тем, что в периферийных вузах будет недобор слушателей, а в столичных на платной форме – перебор, либо наоборот. Подытоживая свое выступление, Зданович отметил и положительные моменты возможных нововведений.

Оптимальным же решением вопроса, по мнению депутатов, было бы сохранение в нынешнем году правил приема 2005 года с дополнением запрета для вузов разрабатывать собственные варианты тестов и предписанием использовать только тесты РИКЗ. А новые правила приема внедрить с 1 сентября 2006-го.

В свою очередь заместитель министра образования Казимир Фарино отметил: факт, что тестирование будет только бюджетным, скорее положительный: «Учащиеся смогут сконцентрироваться на учебе и получении хорошего аттестата. Это стабилизирует ситуацию, как и отмена вступительных потоков. Мы идем к профильному обучению и осознанному выбору вуза». Солидарность с ним выразил и начальник главного управления Комитета государственного контроля Анатолий Морозевич: «К чему привело введение платного тестирования? Мы вступительную кампанию растянули на полгода! Все это время страна занималась тем, что обеспечивала комфортные условия для абитуриентов. Огромное число людей было задействовано в этой системе. Не роскошь ли? А множество потоков, когда студент «тыкается» во все вузы, – не система отбора специалистов. Сегодня молодой человек хочет быть то географом, то медиком, то менеджером... Это неправильно».

И все же, невзирая на разногласия, участники сошлись во мнении, что в общем ситуация в законодательном обеспечении равного права молодежи на доступ к высшему образованию в стране складывается довольно благоприятно. В ближайшее время депутаты парламентской комиссии приступят к работе над созданием Кодекса об образовании, который будет главенствовать в иерархии законов, относящихся к сфере образования. Так что, по словам Здановича, возможность для маневра и совершенствования законодательной базы остается.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter