Выбор времени

Необходимость реформирования избирательного законодательства очевидна, но степень его глубины должна соотноситься с реальным общественным запросом

Необходимость реформирования избирательного законодательства очевидна, но степень его глубины должна соотноситься с реальным общественным запросом

Александр ШПАКОВСКИЙ, директор информационно-просветительского учреждения “Актуальная концепция”, политический аналитик

Избирательный кодекс Республики Беларусь с некоторыми изменениями и дополнениями действует на территории нашей страны с 2000 года, то есть около тринадцати лет. За это время в Беларуси прошли четыре парламентские избирательные кампании, один республиканский референдум, трижды проходили выборы главы государства и депутатов местных Советов.

Но ни один законодательный акт не является единственно верным и неподвластным времени ответом на возникающие ситуации. Быстро меняющиеся условия современного мира, различные социально-экономические факторы, изменения правовой и политической культуры населения заставляют законодателя непрестанно совершенствовать правовую базу сообразно новым обстоятельствам, а часто и опережая их возникновение. От качества и решительности подобной законодательной инициативы успех государственного строительства зависит напрямую.

Увы, белорусское избирательное законодательство не является оптимальным, на что указывают как отечественные эксперты, так и их зарубежные коллеги. Особенно ярко некоторые недочеты и коллизионные нормы действующего Кодекса проявились в ходе предыдущей парламентской кампании осенью минувшего года. Например, явно абсурдной выглядела ситуация, когда ряд кандидатов, выдвинувшись от малоизвестных политических партий и избежав таким образом этапа сбора подписей граждан, получали бюджетные средства на изготовление печатной агитационной продукции, бесплатное эфирное время в сетке телерадиовещания, а затем использовали эти возможности для агитации в пользу срыва избирательного процесса либо умышленно снимали свои кандидатуры до истечения кампании, в результате чего в ряде округов выборы прошли на безальтернативной основе, что вызывало критику международных структур.

Ряд вопросов вызывает и сама форма бюджетной поддержки кандидатов в депутаты, равно как и возможность политических партий выдвигать кандидатов, избегая этапа сбора подписей. Подобная ситуация привела к тому, что в отдельных округах “по умолчанию” в качестве кандидатов были зарегистрированы малоизвестные граждане (студенты, пенсионеры, безработные), которые в силу своих социальных возможностей оказались заведомо неспособными к полноценному участию, а тем более к победе в избирательной кампании. Данное явление также не способствовало повышению интереса избирателей, формированию интриги кампании и де-факто вылилось в нецелевое использование бюджетных средств.

Эти и иные проблемные вопросы, некоторая критика отечественных и зарубежных специалистов побудили профильные госструктуры к поиску решений в направлении совершенствования избирательного законодательства. Предлагается многое: от запрета агитации, направленной на срыв голосования, до возможности формирования собственных материальных избирательных фондов претендентов еще на этапе регистрации инициативной группы. Однако стоит ли Беларуси как в омут головой кидаться в политические эксперименты, слепо следовать советам внешних и внутренних реформаторов?

“Изменения в избирательном законодательстве должны быть взвешенными и в интересах белорусского народа, но не ради соревнования в демократии с другими странами”, — сказал глава государства Александр Лукашенко в ходе прошедшего совещания 6 августа. Проще говоря, необходимость реформ очевидна, однако степень их глубины и решительность изменений избирательного законодательства должны соотноситься с реальным общественным запросом и идти параллельным курсом с развитием политического процесса и формированием суверенного политического пространства.

Пока же именно политический процесс в стране характеризуется рядом негативных тенденций: политической пассивностью общества, недостатком харизматичных лидеров, отсутствием у основных политических сил внятной идеологии, программ и теоретических разработок. Следствием подобных тенденций является низкий уровень электорального рейтинга политиков и политических структур, отсутствие доверия к ним со стороны населения, что привело к формированию фактически апартийной политической системы при наличии пятнадцати зарегистрированных политических партий.

Однако необходимо понимать, что процессы в современном мире развиваются ускоренными темпами и параллельно с легальными политическими партиями, а особенно в условиях их фактического отсутствия, развиваются принципиально новые структуры политического рынка: различные “информационные кампании”, сетевые организации, интернет-сообщества, политизированные группы в социальных сетях. Практическое применение этих новых форм политической жизни “специалистами” некоторых иностранных государств и коммерческих компаний читатель мог наблюдать на примере недавних “сетевых революций” в странах “арабской дуги”.

Очевидно, что Беларусь должна учитывать имеющийся международный опыт и не повторять чужих ошибок: адекватной упреждающей реакцией является переформатирование отечественного политического пространства и избирательной системы сообразно требованиям времени, но с учетом существующего социального запроса. С тем, чтобы национальный политический рынок из пассивного, а порой и явно враждебного фактора социальной жизни превратился в мощный инструмент государственного устройства.

Очевидно, что при нынешнем объективном состоянии отечественного политического процесса резкое одностороннее изменение избирательного законодательства без изменения подходов в иных сферах (информационной политики, законодательства о политических партиях и т. д.) не представляется возможным. Но убежден, что подобные постепенные изменения являются необходимыми в интересах суверенного развития.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter