Выбор после выборов

Обыденная политическая жизнь вступила в свои права.
Обыденная политическая жизнь вступила в свои права. В том смысле, что соперничество за умы и симпатии избирателей продолжается в новых условиях. Для субъектов политики логичен пересмотр имевшегося реквизита, осмысление создавшейся ситуации, прогноз на перспективу.

За полтора месяца, что прошли с 9 сентября, власть с ходу, что называется, заявила о том, что предлагается обществу: развитие на основе мягких рыночных реформ. Под эту задачу реструктурировано правительство и значительно обновлены кадры государственного управления. Такой ход означает, что в прошлом остается ставка на исчерпавшие себя административные методы руководства. Тем самым признается, что именно экономический прогресс, либерализация общественных отношений и рост доходов населения сделают политическую победу на выборах долгосрочной. И, наконец, власть продекларировала намерение активно действовать на той территории, которую до сих пор оппозиция считала своей как бы вотчиной.

А что за это же время произошло в оппозиции?

Самое, пожалуй, яркое событие - стирка грязного белья... То бишь скандал о коррупции, о разворовывании политинвестиций, которые различные зарубежные фонды вливали в кассы партий, общественных организаций и предвыборных штабов. В принципе, полезное занятие: ведь это тоже своего рода чистка кадров, смена лиц, иная расстановка персон.

В оппозиции, кроме того, еще пережевывается горечь поражения. Жернова прессы перемалывают тезисы о "едином" кандидате, об "украденной" у него победе, о "непризнании" итогов выборов, - но муки из этого уже не получается, сыплется разве что труха. Вяловато, как бы нехотя, по инерции критикуются официальные кадровые назначения и просто текущие дела. "Сенсации" вокруг задержки зарплаты на МТЗ или строительства дорожного полотна вблизи Куропат сиюминутны и на стратегию никак не тянут.

А что, в самом деле, со стратегией? Где они, те узловые моменты, те сущностные проблемы, вокруг которых возможны жаркие и по-настоящему интересные широкой публике столкновения мнений?

Общество, оно ведь тоже после выборов производит "чистку сознания" и с новым пристальным вниманием присматривается: мы свой выбор сделали, а теперь что? Как расходует власть кредит доверия? Где признаки долгожданных перемен? Эти и другие назревшие вопросы чутким хоботком политического интереса оппозиция, конечно же, учует - и возьмет их в разработку, с новым запалом пользуясь сарказмом, обличая и разоблачая. Таков уж ее горький хлеб. А действующая власть на отложенные - до после выборов - ожидания электората может ответить только реальными поступками, ощутимыми подвижками. И этот "хлеб насущный" по-своему ничуть не слаще.

Если в экономике что-то кое-где и кое в чем станет хуже, чем было, то это может значительно усилить протестные настроения людей, которые, допустим, медлительностью и топтанием на месте пресытились. Настрой - пора двигаться! - силен прежде всего в среде индустриальной, среди жителей столицы, областных центров, крупных промышленных городов.

Понятно, любое ухудшение и нарастание скепсиса оппозиция тотчас подхватит, чтобы раздуть. И начнет пугать страну неминуемым экономическим крахом, и начнет ваять газетные триллеры о "распродаже за бесценок белорусской госсобственности российским олигархам". Заодно приучая граждан к смирению перед мыслью о том, что рыночные реформы (в ее варианте) с неизбежностью пролегают через жестокий шок.

Время не ждет! За пять ближайших лет нынешней власти нужно очень многое успеть, чтобы укрепить и приумножить веру народа в себя. По Конституции, Президент избирается только на два срока, и нынешний период полномочий Александр Лукашенко уже "распаковал". Может, потому и темп взят со старта высокий: скорее запустить рыночные механизмы при надежном государственном регулировании и с сильным социальным акцентом. Белорусской внутренней оппозиции, как мы не раз наблюдали, тормоза регулярно отказывают, и можно себе представить, как (чуть погодя, когда от поражения опомнится) ее "вдохновит" сама мысль о том, что нынешний Глава государства все равно должен уйти. В такой ситуации угрозе нарушения стабильности должна противостоять новая консолидация общества и власти. Самое верное средство парировать нападки радикал-рыночников (в перспективе они могут дойти до крайних степеней остервенения) - добиться успеха на поле оппозиции. То есть нанести ей поражение в ее, так сказать, "идеологическом логове". А это, как ни парадоксально звучит сегодня, может послужить прологом к переходу значительной части "отверженных" в новое качество - в нормальную системную конструктивную оппозицию.

Еще один и очень важный (если не решающий) фактор - изменчивость электората. В том смысле, что через 5 лет повзрослеет и укрепится в своих мировоззренческих предпочтениях та молодежь, которая осенью 2001 года поддержала оппозиционного кандидата. Не столько "единого", сколько альтернативу в целом. К тому же за этот срок подрастет и новая плеяда избирателей, тех ребят и девушек, которые обретут право голоса. Им отнюдь не свойственны ностальгические левые настроения, их символ веры - реальная возможность зарабатывать больше на обустройство самостоятельной жизни. Борьба за симпатии молодых избирателей во многом станет определяющей. Ведь не зря сразу после выборов Президент подчеркнул, что юных граждан он рассчитывает завоевать, проводя новую экономическую политику. Дать им шанс участвовать в намеченных преобразованиях - на своей стороне, вместе, в русле государственной политики - и означает для власти победу в ближайшем и отдаленном будущем. Причем не над оппозицией (что в конечном итоге второстепенно), а в интересах страны - сильной и процветающей Беларуси.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter