Выбор по-чешски

Чехия, где на свой лад боролся с монархией бравый солдат Швейк; страна, где расположен центр Европы, в минувшие выходные впервые в своей истории всенародным голосованием выбирала президента.

Чехия, где на свой лад боролся с монархией бравый солдат Швейк; страна, где расположен центр Европы, в минувшие выходные впервые в своей истории всенародным голосованием выбирала президента.

Между представителем древнего княжеского рода Карелом Шварценбергом, вице-премьером и главой МИД Чехии, и бывшим коммунистом-диссидентом, экс-премьером Милошем Земаном чехи выбрали левого кандидата. Земан заручился поддержкой около 55% проголосовавших чехов. За Шварценберга проголосовали чуть более 45% избирателей.

В первом туре оба политика вообще набрали практически равное число голосов,  опровергнув прогнозы социологических опросов и кардинально изменив расстановку политических сил. Шварценберг, которому в первом туре социологи прочили четвертое место, в итоге  уступил Земану лишь чуть более 1%. «Борьба за пост президента в Чехии развернется по тому же сценарию, как, например, во Франции, где в решающем раунде сошлись кандидаты от правых и левых сил», – заявил тогда Милош Земан.

Но чехи не французы. Различие в политических программах правого Шварценберга и левого Земана отошло на второй план, превратив избирательную кампанию в личное соперничество двух кандидатов.

Карел Шварценберг VII, кандидат правых, носит титулы князя, герцога и графа. Большую часть жизни провел в эмиграции в Австрии, вернувшись в Чехию лишь после развала советского блока. В ходе избирательной кампании 75-летнего дипломата обвиняли в том, что он говорит по-чешски с акцентом, а его жена вообще не знает чешского языка. И все-таки полузабытая харизма старой аристократии с бабочкой и трубкой вызвала у многих избирателей не просто ностальгию по старым временам, но и доверие к благородному князю, не такому, как нынешние безжалостные спецы и политики. Шварценберг – самый богатый политик страны, что, по мнению многих, ставит его вне подозрений в коррупции.

Милош Земан всегда был в левом политическом спектре. Многие наблюдатели считают его пророссийским, хотя его исключили из компартии Чехословакии в 1968 году за несогласие с вводом советских войск. При Земане, полагают эксперты, страна сохранит преемственность политического курса Вацлава Клауса. Президент Клаус, наверное, самый ярый евроскептик на восточноевропейском пространстве. Еще в 2010 году он считал, что идея Евросоюза провалилась. Несколько лет назад на экономическом саммите Клаус заявил, что «входить в ЕС – все равно что быть в смирительной рубашке», а сам Евросоюз назвал «еще одной из многих империй, которые пытались поработить Чехию». Чехию упрекали в том, что она была последней из 27 государств – членов ЕС, кто не высказался по Лиссабонскому «Договору о реформах». Что же до экономики, то в споре о наилучшей для ЕС экономической модели – социальной рыночной экономики, избранной Чехией и другими новыми странами ЕС, или государственного контроля над экономикой, что лоббирует Франция, – дипломированный экономист президент Клаус сравнил методы Саркози со «старым социализмом».

Сможет ли Земан оправдать ожидания избирателей и изменить представительский статус президента, занявшись решением важнейших экономических и социальных задач вместе с правительством, которое из-за непопулярных реформ стремительно теряет поддержку? Тогда станет ясно, было ли первое всенародное голосование экзаменом общественной зрелости. Или, как отметил один из избирателей, «это позор, что прямые выборы президента стали возможны только сейчас. Это очень по-чешски, мы всегда последние».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter