Выбор оружия

Борьба с онкозаболеваниями объявлена приоритетом

Борьба с онкозаболеваниями объявлена приоритетом


В сентябре в Совет Министров должен быть представлен проект новой государственной программы «Онкология», рассчитанной на 2010 — 2014 годы. Пусковым механизмом к ее созданию стало Послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию, где впервые прозвучала задача сконцентрировать усилия и имеющиеся ресурсы именно на этом направлении, причем даже в ущерб уже строящимся объектам. Пока трудно говорить о деталях: еще идет экономический обсчет предложений рабочей группы, в которую — случай небывалый! — вошли представители практически всех министерств и ведомств. Однако с главными, принципиальными вопросами ясность есть. Почему в этом деле нет и не может быть посторонних, к каким выводам пришел «коллективный разум» — обозревателю «СБ» рассказывает заместитель начальника управления организации медицинской помощи Минздрава Людмила ЖИЛЕВИЧ.


— Еще более серьезно взяться за проблему нас вынуждает прогноз ВОЗ на ближайшее десятилетие. Уже сегодня в структуре смертности злокачественные новообразования стоят на втором месте. В промышленных странах на их «счету» каждый пятый уход из жизни! Но если в 2007 году во всем мире было зарегистрировано 13 млн. онкологических больных и еще 7,6 млн. человек умерло от рака, то к 2020 году эти цифры вырастут соответственно до 16 млн. и 10 млн. То есть планета за год будет терять население приблизительно одной небольшой страны. Находясь в центре Европы, мы, увы, не можем не ощутить на себе эту печальную тенденцию. Только в прошлом году пациентами онкологов стали 0,4 процента белорусов, это очень большая цифра. И мы должны работать на перспективу, быть готовыми к тому, что количество больных будет расти, для их лечения потребуются все более новые технологии, все более современные препараты, а значит, нужны новые подходы к решению проблемы.


— А прежними подходами ее не решить?


— Почему же, Беларуси было и есть чем гордиться — и нашими учеными, и нашими разработками, и нашими достижениями. Например, хотя за последние 10 лет заболеваемость раком увеличилась на 28,8 процента, но это прежде всего связано с тем, что медики научились определять болезнь на ранних стадиях, когда ей можно успешно противостоять, продлевать жизнь человека, улучшать ее качество. В прошлом году более половины случаев онкозаболеваний было выявлено на 1–й и 2–й стадиях, тогда, когда медицина имеет все возможности, чтобы реально помочь. А погибают от рака у нас меньше, чем в ведущих странах. Судите сами: в Беларуси удельный вес умерших по этой причине — 13,8 процента, в Германии — 22, в США — 23,1, во Франции — 25. Выживаемость женщин с онкозаболеваниями у нас сопоставима с показателями Дании и Великобритании, выживаемость мужчин — с опытом Словакии и Словении. Есть еще один очень важный показатель — выживаемость в течение 5 лет. Ведь первый вопрос, который человек задает онкологу: «Сколько я еще проживу?» Так вот, на конец прошлого года более 115 тысяч больных преодолели у нас этот пятилетний рубеж, несмотря на диагноз, их организм не сдается, они продолжают жить и радовать своих близких.


— Что изменит программа «Онкология» для среднестатистического посетителя поликлиники? Врач начнет задавать ему новые вопросы, предложит новые обследования?


— Один из главных акцентов готовящейся программы — на раннее выявление онкозаболеваний. И здесь все, конечно, зависит от того, насколько грамотно и оперативно сработают врачи первичного звена. Еще в прошлом году в ходе всеобщего медицинского осмотра были созданы и обкатаны программы скрининга, скажем, рака предстательной железы и молочной железы. Сейчас изучается вопрос, чем же дополнительно вооружить участкового врача: какой аппаратурой, какими методиками, какими возможностями. Наша цель — чтобы пациент мог пройти все необходимые исследования максимально быстро. Поэтому планируется больше закупить и диагностикумов, и онкомаркеров — они должны быть доступны любому человеку и в любой организации здравоохранения. Должна отметить, что в отличие от других программ программа «Онкология» выстроена строго по уровням, где четко обозначена ответственность каждого звена: амбулаторная служба — диспансер — областная больница — РНПЦ онкологии и медицинской радиологии. Суть в том, чтобы оправдавшие себя методики «передвигались» по этой вертикали: скажем, то, что раньше было доступно в диспансерах, возьмут на вооружение в районах, а опыт РНПЦ распространится и в регионах. С другой стороны, мы четко определяем маршрут пациента при малейшем подозрении на онкозаболевание — начиная от районной больницы и вплоть до республиканского центра, средоточия самых высоких технологий. Более того, в программу закладываются реконструкция и переоснащение онкологических учреждений, а также строительство на базе РНПЦ онкологии и медицинской радиологии нового консультативного центра, где больные из всех регионов могли бы получить помощь и рекомендации в кратчайшие сроки.


— Прорывные технологии мы собираемся приобретать?


— В целом сегодня Беларусь располагает всем тем, что и все развитые страны. Достаточно сказать, что мы уже практически не направляем пациентов на лечение за рубеж. Тем не менее технологии постоянно идут вперед и уследить за ними непросто. Наши онкологи новинки отслеживают и сегодня предлагают перенять еще более серьезные методики — и диагностические, и лечебные, и хирургические. В одних случаях речь идет о закупке аппаратуры, в других — об обучении специалистов за рубежом тем технологиям, которые только–только появились. Препятствий к этому нет и не будет. Думаю, мы пойдем по пути малоинвазивных методик — когда, например, опухоль головного мозга удаляется щадящим путем, без серьезного вмешательства в анатомию.


— Людмила Аверкиевна, почему к разработке программы привлечено столько далеких от медицины специалистов?


— Онкологию нельзя воспринимать однобоко: мол, это вотчина медиков! Нет, это интегральное понятие. Только врачи такую гору не сдвинут. Они ведь имеют дело, так сказать, уже с конечным результатом, с болезнью, а что было до нее и что будет, когда больной вернется в привычную жизнь, — это уже вопросы межведомственного взаимодействия. Само общество должно быть готово к тому, чтобы всеми силами, с одной стороны, предупреждать развитие рака, а с другой — помогать тому, кто попал в беду. Яркий пример — паллиативная помощь. Да, сегодня во всех регионах созданы такие отделения, и по мере необходимости они будут расширяться. Но одна медицина не может покрыть потребности людей с далеко зашедшей болезнью, они в первую очередь сталкиваются с болью и ощущением своей беспомощности! Здесь требуется и социальная помощь, и работа волонтеров, и неравнодушная позиция всего общества, в конце концов. Поэтому среди участников программы, допустим, обязательно будет и Министерство образования — важно научить детей правильному образу жизни, привить нетерпимость к курению, фаст–фуду, злоупотреблению алкоголем, гиподинамии, которые при определенных условиях могут вызвать рост злокачественных новообразований, но, наверное, не меньшая ценность — воспитать в них милосердие, сострадание. Причем сострадание действенное, не просто на уровне «смахнуть слезу»...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter