Выбор без выбора. Памяти Егора Гайдара

16 декабря 2009 года в Москве на 54-м году жизни скончался Егор Тимурович Гайдар. Президент России Дмитрий Медведев направил соболезнования его родным и близким.

В телеграмме, как сообщает пресс-служба Президента РФ, в частности, говорится:
«Примите мои самые искренние соболезнования в связи с постигшим вас большим горем. Ушел из жизни выдающийся ученый-экономист, государственный деятель, с именем которого связаны решительные шаги по формированию основ свободного рынка и переходу нашей страны на принципиально новый путь развития. Егор Тимурович Гайдар был смелым, честным и решительным человеком и в период кардинальных перемен взял на себя ответственность за непопулярные, но необходимые меры. Он всегда твердо следовал своим убеждениям, что вызывало уважение его единомышленников и оппонентов.
Память о Егоре Гайдаре навсегда останется в наших сердцах».
Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин также направил телеграмму соболезнований родным и близким Е.Т.Гайдара в связи с его кончиной.
В телеграмме, по сообщению пресс-службы Правительства РФ, говорится:
«Кончина Егора Тимуровича Гайдара – тяжелая утрата для России, для всех нас. Не стало настоящего гражданина и патриота, сильного духом человека, талантливого ученого, писателя и практика. Не каждому государственному деятелю выпадает возможность служить Отечеству на самых переломных этапах его истории, принимать ключевые решения, которые определят будущее страны. Егор Тимурович Гайдар достойно выполнил эту сложнейшую задачу, проявив лучшие профессиональные и личные качества. Он не стал уклоняться от ответственности и в самых непростых ситуациях с честью и мужеством держал удар».
Егор Тимурович Гайдар, безусловно, является одной из наиболее эпохальных фигур российской истории. Только потому, что в начале 90-х у власти в России были Борис  Ельцин и Егор Гайдар, сегодня мы увлеченно обсуждаем вопрос, какие ошибки совершили Ельцин и  Гайдар. Альтернативой были распад России, голод и гражданская  война. Всего этого страна  избежала.
Сейчас совершенно не принято вспоминать о том, что после краха СССР (который стал неизбежным, как минимум, после августовских событий 1991 года, но, скорее всего, гораздо раньше) обстановка в стране была не просто катастрофической, но апокалиптической. Когда Россия практически закончилось продовольствие (в преддверии русской зимы!), а золотовалютные резервы были примерно в 2 тысячи раз меньше, чем государственные долги, объективно говоря, Россию не могло ждать ничего другого, кроме развала вслед за СССР (тем более что в тот момент о суверенитете заговорили не то что республики в составе России, но края и области). Причем развал этот мог бы происходить по югославскому сценарию, только многократно ухудшенному, потому что оружия у нас было гораздо больше, чем в Югославии, и оно было гораздо мощнее. Включая несколько тысяч ядерных боезарядов.
В конце 1991 – начале 1992 года у нового правительства не  было ни альтернативы, ни желающих взять управление страной  в  этот переломный  исторический  момент. Это по поводу последующих шагов российского руководства (приватизации, войны в Чечне и т.д.) можно обсуждать вопрос – как следовало сделать лучше. Это деятельность российских правительств после Гайдара можно долго и интересно обсуждать с точки зрения их эффективности. А тогда, в первые дни существования независимой России, у Гайдара не было выбора. Он взял на себя  управление  страной и  ответственность перед  ее будущим.
 Он еще раз переломил  ситуацию  в  стране  в ночь с 3 на 4 октября 1993 года. Его  многие осуждали за тот призыв к москвичам подставить себя под пули, но внятной альтернативы опять же никто не предложил. А поскольку Егор Тимурович тогда подставил под пули и самого себя, то предъявлять к нему претензии становится еще сложнее. Вообще, сложно найти пример в нашей современной истории, когда человек настолько не боялся брать ответственность на себя, как это многократно делал Гайдар. 
После этого логика событий сделала Гайдара политическим лидером. И стало ясно, насколько тяжело ученому быть в этой роли. Пожалуй, именно на этот период и пришлись его настоящие ошибки. Хотя и тут надо понимать, что действовал лидер «Выбора России», а затем ДВР в совершенно конкретном историческом контексте и работал с совершенно конкретными людьми. Потом исторический контекст постепенно стал другим, политика стала профессией. И те, кто для этой профессии создан не был, неизбежно были из нее вытеснены. В том числе и Гайдар.
Еще одной чертой характера этого человека была исключительная честность и порядочность, вещь по нынешним временам почти уникальная. Можно отметить, что даже многочисленные противники  никогда  не  связывали  его  имя  с  коррупцией  или  корыстью.
Хотя в 1999–2003 годах Гайдар еще был депутатом Госдумы, но, по сути, из активной политики он ушел еще в 1996 году, сосредоточившись на экономике, в коей и был истинным профессионалом. При этом он рассматривал экономические проблемы в глобальном историческом контексте, проводя аналогии между нынешними российскими проблемами и проблемами, которые переживали другие страны в другие моменты истории (об этом, в частности, его книги «Государство и эволюция», «Долгое время»). И до конца своих дней Гайдар оставался неофициальным экономическим советником российского правительства. Да и политические дела он не оставлял. В 1999 году Гайдар, знавший как английский, так и сербохорватский языки, пытался остановить агрессию НАТО против Югославии. Увы, тогда ни одна из сторон слышать его не захотела. А в последние годы он негласно, но активно работал над тем, чтобы США отказались от планов размещения ПРО в Восточной Европе. И на этот раз, похоже, услышан был.
Можно сказать банальную фразу – история все расставит на свои места. Разумеется, при всей банальности, эта фраза верна. Хотя расставлять все по местам история может довольно долго. Институт, который Егор Тимурович создал и возглавлял, назывался Институтом экономических проблем переходного периода. Название очень верно отражало ситуацию – у нас все еще переходный период. Видимо, он будет длиться еще очень долго. И только когда он закончится, Гайдара оценят. По-настоящему, по заслугам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter