Как живется самому известному в Беларуси детскому журналу

«Вясёлка» — это серьезно

«ВЯСЁЛКА» в переводе с белорусского означает «радуга» — самое красивое природное явление из доступных взгляду, возникающее, как по волшебству, после дождя. Неудивительно, что именно так в далеком 1957 году назвал детский журнал классик литературы, белорусский поэт Василь Витка — именно он стал «папой» издания и его первым главным редактором.

С Васей Весёлкиным, талисманом журнала, руководитель редколлегии Владимир Липский дружит с 1978 года.

За 66 с лишним лет в издании сменились всего четыре редактора. Нынешний главред Анастасия Радикевич считает себя воспитанницей журнала — до того как сменить на своем посту одного из патриархов белорусской детской литературы Владимира Липского, она 14 лет проработала его заместителем. Самого же Владимира Степановича все так же можно застать в просторном кабинете — музее журнала, где по стенам развешаны фотографии классиков, которые публиковала «Вясёлка» и с которыми писатель был дружен: Липский возглавляет редколлегию, как сам говорит, помогает молодежи.

Тепло, уютно, по-доброму — именно так встречает нас «Вясёлка». Здесь по-прежнему часто бывают дети — не только маленькие минчане, но и гости со всех концов Беларуси: пообщаться с писателями, прикоснуться к легенде дорогого стоит. Владимир Липский в журнал пришел в далеком 1978 году и с тех пор с ним не расставался. В советские времена журнал был необыкновенно популярен — его тираж составлял 100 тысяч экземпляров.

— 43 года был главным редактором, «Вясёлка» — это вся моя жизнь, — говорит Владимир Степанович. — Меня сюда направил наш классик Иван Шамякин. Я работал в Союзе писателей ответственным секретарем, а он был заместителем у Максима Танка. И вот он однажды говорит: «Володя, как хорошо с тобой работать, но я хочу тебя порекомендовать в «Вясёлку» главным редактором». Освобождалось место, поэт Анатолий Гречаников должен был возглавить подростковый журнал «Бярозка». Так я пришел в «Вясёлку» и Шамякину был за это благодарен всю жизнь, мы крепко с ним дружили.

Крепкая дружба связывала Владимира Липского и с известным композитором народным артистом СССР Игорем Лученком — автор «Майского вальса» и других знаменитых песен охотно встречался с юными читателями «Вясёлкi».

— У нас одно время была даже рубрика «Встречи с известными людьми», — вспоминает Владимир Степанович. — Мы приглашали пообщаться с детьми и актрису Марию Захаревич, и космонавтов, знаменитых спортсменов… Дети — это серьезная публика, с ними надо на равных общаться, по-настоящему, тогда они пойдут за тобой.

Авторами «Вясёлкi» были знаменитые писатели и поэты: Эди Огнецвет, Янка Брыль, Ядвига Беганская, Алесь Бачило, Петро Рунец, Иван Грамович, Артур Вольский, Микола Метлицкий…
Эти стены буквально дышат памятью и любовью, а талисманом издания остается Вася Весёлкин — кукольный белорусский хлопчик, которого в 1957‑м принес в редакцию Василь Витка. Вася Весёлкин для белорусских ребятишек такой же живой и любимый персонаж, как Незнайка или Мурзилка: страницы журнала — его вотчина.
У Васи Весёлкина есть свой песенник с нотами, регулярно пополняемый детскими песенками авторства композиторов Беларуси, театральная рубрика, в которой публикуются короткие пьесы — их можно разыгрывать в детском саду или в школе, с родителями или с педагогом, это та самая детская драматургия, которой порой так не хватает воспитателям и учителям. А несколько лет назад у «Вясёлкi» появилось ответвление для ребят чуть постарше — журнал «Буся» (от белорусского «бусел» — аист), эмблемой которого стал длинноногий аистенок. Над обоими журналами работают лучшие детские художники-иллюстраторы.

Молодой главный редактор «Вясёлкi» Анастасия Радикевич свою работу совмещает с должностью заместителя директора по маркетингу издательства «Адукацыя i выхаванне» («Образование и воспитание»), под крылом которого сегодня выходит журнал.

Нынешний главред Анастасия Радикевич и ее предшественник Владимир Липский, возглавлявший журнал 43 года.

— У издательства 26 журналов, в том числе научных, учебно-методических, а также пять детских: «Вясёлка», «Буся» и серия «Рюкзачок» из трех изданий. Флагманом, безусловно, является «Вясёлка», это подтверждает тираж — в среднем 4 – 5 тысяч экземпляров, который говорит о заинтересованности читателей и их наставников в нашем журнале. «Вясёлка» распространяется в основном по подписке, преимущественно по индивидуальной, хотя в библиотеках и школах наш журнал обязательно присутствует.

Меняются времена, меняются вместе с ними люди, а «Вясёлка», идя в ногу со временем, бережно хранит традиции классической детской литературы. Да и в целом к теме детей и детства здесь относятся более чем серьезно, понимая, что, хотя дети сегодня и тянутся к гаджетам, приучать их к чтению необходимо.

— Давайте начистоту: нам нужно больше работать с родителями, — поясняет Анастасия Радикевич. — Потому что, как бы мы ни маркировали издания для дошкольников 6+, это журналы для чтения родителями своим детям. Папа и мама должны быть рядом, помогать ребенку, объяснять незнакомые слова в белорусском языке, особенности жизни. А что привлекает сегодня детей? Знаете, те классические темы, которые были актуальны всегда, интересуют их и сегодня. Это, безусловно, сказки, рассказы о животных, это то, что они видят вокруг себя, это раскраски, игры, ребусы, загадки — то, над чем можно посидеть и подумать… Поэтому детям надо давать то, что они понимают, и это должно быть ярко. Причем ярко — необязательно радостно. Ярко — это когда мы берем текст, и он вызывает эмоциональный отклик: положительный, отрицательный, веселье или слезы — не имеет значения. Текст зацепит ребенка тогда, когда в нем есть эмоция. А эмоция родится, когда текст будет написан от души.

Редакция не стоит на месте, идеи у создателей журнала только множатся. Здесь постоянно выдумывают что-то новенькое: был и конкурс красоты для девочек (победительницы в течение года красовались на обложках «Вясёлкi»), и спортивные, цирковые проекты. В этом году, например, в журнале работают «приглашенные главные редакторы»: план каждого номера создает известный детский автор или человек, чья жизнь крепко связана с книгой, который сам отбирает темы, произведения, иллюстрации... В этом качестве успели побыть председатель Союза писателей Беларуси Алесь Карлюкевич, директор Централизованной системы детских библиотек города Минска Татьяна Швед, сказочница Катерина Ходасевич-Лисовая, хорошо знакомый детям заслуженный артист актер минского ТЮЗа Леонид Улащенко и другие известные персоны.

Есть у журнала и собственные книжные серии, выходящие в издательстве «Адукацыя i выхаванне», например «Библиотека журнала «Вясёлка»: в ней выходят книги как детских классиков, так и современных белорусских авторов, пишущих для детей, издания в помощь педагогу и родителям, сборники стихов или сказок. Те, кто сам вырос с «Вясёлкай», приобщают к любимому изданию своих детей, а кто-то уже и внуков.

— Мы подходим к работе комплексно, — рассуждает Анастасия Радикевич, — работаем с детьми, и с педагогом, и с родителем. Нельзя воздействовать на душу ребенка с помощью только одного инструмента. Надо пробовать разные методы. Мы обращаемся к умениям, знанию, навыкам учителей, к желанию родителей развивать своего ребенка и, безусловно, к любознательности маленьких читателей. Это крайне важно. На самом деле «Вясёлка» на протяжении 66 лет делает большое дело, помогая стране воспитывать подрастающее поколение.

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter