Вы уверены, что на осине сливы не растут?

Поправка на кризис может сделать детские игры еще более интересными и содержательными, утверждает логопед столичного детского сада № 548 Лилия Лукьянова Перед вами не актеры, а без пяти минут первоклассники, выпускники логопедической группы столичного садика № 548 Тимур и  Анечка.  Аня только недавно освоила букву р — она добрая и ласковая девочка, поэтому умение “р-р-рычать” далось ей с трудом. Тима, как полагается мужчине, немногословен: никак не овладеет искусством составлять по картинкам содержательные рассказы.

Поправка на кризис может сделать детские игры еще более интересными и содержательными, утверждает логопед столичного детского сада № 548 Лилия Лукьянова

Перед вами не актеры, а без пяти минут первоклассники, выпускники логопедической группы столичного садика № 548 Тимур и  Анечка.  Аня только недавно освоила букву р — она добрая и ласковая девочка, поэтому умение “р-р-рычать” далось ей с трудом. Тима, как полагается мужчине, немногословен: никак не овладеет искусством составлять по картинкам содержательные рассказы.

Мы далеки от намерения написать для обоих детей расписание на лето. И силой усаживать их за прописи, пугая, что в противном случае  “ты станешь двоечником и опозоришь семью!”, не собираемся. Но потратить солнечные месяцы только на отдых очень большая роскошь даже для первоклассника.
— Лето — самое время повторять пройденный в старшей садовской группе материал, развивать связную речь, пополнять лексический запас и осваивать начальные элементы грамоты, — подтверждает логопед Лилия Лукьянова. — Делать это можно и нужно в игре. Даже самый занятый родитель может выкроить пятнадцать минут после ужина, чтобы, сидя в беседке или поудобнее устроившись на диване, поиграть со своим первоклассником в придуманную совместно игру.
Придумывать игры для моей собеседницы — хобби, предопределенное профессией и местом работы. Столичное детское учреждение № 548 под руководством заведующей Галины Довнар пользуется доброй славой: здешним специалистам удается выравнивать до нормы малышей с самыми тяжелыми нарушениями речи. В арсенале логопеда не только обычные учебно-наглядные пособия, но и около восьми десятков авторских. Каждое из них тренирует память, развивает внимание, мелкую и общую моторику, дает стимул для двигательной активности.
Чудо-дерево
научит сочинять
Стать автором учебного пособия может каждый.
Для начала берем букварь старшего ребенка (или журнал, в котором много иллюстраций, или старую детскую книжку) и вырезаем все, что подходит под определение “предметная картинка” — овощи и фрукты, животных и птиц, детали одежды и посуду. Заодно просим старшего брата или сестру подарить старые, не нужные им обложки от книг и папки для тетрадей. Затем разбираем шкаф с пылящимися в нем игрушками и антресоли с оставшимися от последнего ремонта кусками линолеума, обоев и клеенки. Немного фантазии — и из старого резинового мячика получается растрепанный кочан капусты, из ластика — упругий огурец, а кусок линолеума становится стволом чудо-дерева. Из клеенки можно вырезать листья-кармашки, в которых разместятся бумажные плоды (груши, сливы, бананы, вишни). На изнанку каждого плода приклейте предметную картинку — и многофункциональное учебное пособие готово. Все в сад!
Дифференциация звуков (например, (ч)-(щ)) может превратиться в сбор созревшего урожая. Каждый участник игры вытягивает грушу, называет предметную картинку, правильно произносит звук. Ребенок старшего садовского возраста уже умеет определить, где данный звук находится — в начале, середине или конце слова, и составить с этим словом предложение.
Используя картинки как опорные слова, можно составить веселый рассказ с непредсказуемо закрученным сюжетом. Повествование будет менять смысл в зависимости от того, какая картинка следует за предыдущей.
Тимур вытягивает картинку, на которой изображены  очки:
Сегодня солнечный день, мы надеваем темные очки...
А потом берем ведерки и идем за черникой, — продолжает вытянувшая картинку с этой ягодой Анечка.
В темных очках черники не видно, поэтому выкручиваться из этой ситуации детям придется, полагаясь на свою фантазию и другие слова с трудными звуками (ч) и (щ).
— Дерево может превратиться в орешник или сливу, оно ведь волшебное, — объясняет Лилия Лукьянова. — На обороте каждого плода картинки со звуками (р) или (л). Рассматривая их, можно поговорить о вкусовых качествах орехового крема и сливовой начинки, а заодно незаметно поработать над согласованием прилагательных и существительных. Наконец, собранные плоды можно сосчитать, а затем разложить по кучкам и сравнить, в какой из них орехов или слив больше, а в какой меньше.
Если вам наскучило ходить в сад, отправляйтесь в огород. Как будем собирать богатый урожай? Правильно: капусту срезаем, помидор срываем, картофель выкапываем, свеклу и морковь выдергиваем. Глаголы — изучаем!

Ирина ДЕРГАЧ, “НГ”
(Продолжение в следующем
выпуске “Семьи”.)
Грибы тренируют
внимание
Чем старше дети, тем больше им нравится использовать в игре мелкие детали.
Особенно если маленькие ягодки или грибы можно самостоятельно приклеить на яркую полянку, а затем р-р-раз! — с громким хрустом оторвать.
Лесная полянка — это обычная картонка с приклеенными елками-пенечками из старых обложек и папок или обычной цветной бумаги. Картинку можно заламинировать двусторонним скотчем, чтобы грибы легко и звучно приклеивались.
Пятнадцатиминутный “поход за грибами” выливается в упражнения по правильному употреблению в речи сложных и простых предлогов — на, под, над, из-за, рядом и так далее. Потому что боровик сидит под елочкой, подберезовик спрятался за  березу, а мухомор выглядывает из-за пня.
— Боровик большой, а лисичка маленькая, — справедливо замечают юные участники нашего показательного урока. Они уже знают, какой гриб съедобный, а какой ядовитый, но повторить эту тему будет нелишним.
Надоели разговоры? Тогда потренируем внимание: закрыли на секунду глазки, открыли. Кто быстрее скажет, какого гриба на полянке не стало, тот самый внимательный грибник.
Через тернии —
к основам фонетики
Переходя от садовского возраста к школьному, дети начинают проявлять интерес к “взрослым” темам.
Например, к устройству Вселенной. Тем более что летом звезды становятся яркими и близкими, как огни приближающихся к земле космических кораблей.
“Космос” Лилии Лукьяновой — это всего лишь приклеенная на картон темно-синяя папка, украшенная звездами и полной Луной. Стать космонавтом может каждый — кукла или зайчик, петух или кот. Из детского сада шестилетние малыши выносят знание основ фонетики: они умеют различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. Знают, что гласный звук обозначается красным цветом, твердый согласный синим, мягкий согласный — зеленым.
Кто у нас сегодня летит? Белка?  Пять звуков — пять ракет, две из них красные, одна зеленая, две синие. Повторили звуки, определили количество слогов, составили со словом “белка” предложение. Родители, несомненно, способный народ: они быстро вспомнят школьные уроки русского языка и обновят свои знания в области фонетики.
Ну а в завершение игры можно покопаться в детских энциклопедиях и поговорить о далеких планетах и причинах, по которым зажигаются звезды. Дискуссия о том, есть ли жизнь на Марсе, до сих пор не завершена. Кто знает, может, именно вашему ребенку суждено поставить в ней точку?


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter