Вы учите - вам зачтется

Вспоминая собственный опыт борьбы за право обладать заветными шоферскими "корочками", могу сказать: усвоение технических тонкостей вроде длины тормозного пути или предельно допустимой нагрузки на ось далось мне если не кровью, то потом - точно.
Вспоминая собственный опыт борьбы за право обладать заветными шоферскими "корочками", могу сказать: усвоение технических тонкостей вроде длины тормозного пути или предельно допустимой нагрузки на ось далось мне если не кровью, то потом - точно. Несмотря на то, что за плечами уже был целый курс на автотракторном факультете БПИ. Нынешним же претендентам на место в водительском сообществе я и вовсе откровенно сочувствую. Потому что они вполне могут оказаться жертвами так называемого "переходного периода"...

Дело в том, что с 1 июля 2003 года в стране вступают в действие новые Правила дорожного движения. Факт сам по себе отрадный - хотя бы потому, что будущий дорожный кодекс практически полностью станет соответствовать определенным международным стандартам. Однако учебные заведения, которые готовят водителей, неожиданно столкнулись с целым рядом проблем. В частности, хотя до легитимизации Правил дорожного движения осталось чуть больше двух месяцев, с преподавателями автошкол так и не проведены методические семинары. Нет практических пособий - тематических задачников, обучающих плакатов и т.д. Кроме того, если группа курсантов начинает занятия, допустим, в середине апреля, остается неясным, каким правилам их обучать - старым или еще не вступившим в силу новым. А чего ожидать человеку, который прошел курс обучения до 1 июля, а на экзамен в ГАИ попал уже после этой даты? Словом, у автошкол и их учащихся накопилось немало вопросов. Найти ответы на них я и попытался.

По мнению заместителя начальника УГАИ МВД Республики Беларусь Аркадия Цехового, определенные проблемы в подготовке водителей сейчас действительно существуют, но они кратковременные. "Гораздо больше, - говорит Аркадий Цеховой, - меня как профессионала беспокоит другое. Несколькими издательствами уже напечатаны новые ПДД, и они поступили в продажу. Но особым спросом эти брошюры не пользуются. В советские времена изучение новых Правил дорожного движения было обязательным для всех водителей и устанавливалось специальным постановлением правительства. Сейчас же это дело сугубо добровольное. Но особого рвения к самостоятельному постижению норм дорожного законодательства, увы, не наблюдается..."

Вообще, согласно вступившему в силу 10 августа 2002 года закону о дорожном движении, вопросы подготовки водителей изъяты из компетенции ГАИ и возложены на Министерство транспорта и коммуникаций. За госавтоинспекцией осталась лишь обязанность принимать экзамены и выдавать удостоверения. Позиция ГАИ непоколебима: изучать новые правила должны все - и курсанты автошкол, и уже опытные водители. Поэтому те, кому придется сдавать (или пересдавать) экзамен в ГАИ после 1 июля 2003 года, обязаны руководствоваться новыми правилами, в соответствии с которыми, естественно, будут предложены и новые экзаменационные билеты. То есть никаких скидок тем, кто изучал в автошколе старые ПДД, не предусматривается.

Впрочем, с 1 июля сдавать теоретический экзамен в ГАИ будет гораздо легче. Во-первых, отвечать придется только на те вопросы, которые напрямую касаются твоей категории (то есть если сдаешь на водителя легкового автомобиля, больше не придется мучительно вспоминать особенности установки светоотражающих элементов на гужевой повозке и т.п.). Во-вторых, если раньше в экзаменационных билетах из пяти вопросов правильными могли оказаться четыре, то сейчас схема намного проще: из трех предлагаемых ответов нужно выбрать один правильный. Да и вообще, как считают в ГАИ, кардинальных изменений в новых Правилах дорожного движения не так уж много, поэтому их вполне можно освоить за короткий срок - и с помощью педагогов автошколы, и самостоятельно.

Заведующий отделом безопасности движения на транспорте НИИ "Транстехника" Михаил Свистун тоже полагает, что нет серьезных проблем в ситуации с подготовкой водителей. В конце концов уже не первый раз в стране переходят на новые Правила дорожного движения. Сейчас НИИ "Транстехника" активно занимается разработкой новых экзаменационных билетов, учебных плакатов для автошкол. Вскоре будет издано пособие для переподготовки водителей, в котором отражены основные отличия новых правил от старых. Уже сейчас учебные организации могут приобрести новые программы подготовки водителей, утвержденные постановлением Министерства транспорта. Михаил Свистун надеется, что где-то за месяц до введения новых ПДД и прочая необходимая сопроводительная документация будет готова в полном объеме. Значит, у инструкторов автошкол останется время познакомить своих курсантов с нововведениями в дорожном законодательстве. Кроме того, БелОСТО и МВД запланировали специальные семинары для преподавателей. То есть с точки зрения представителя НИИ, подчиненного Министерству транспорта, охватить сразу весь круг вопросов невозможно, и сейчас осуществляется обычный плановый переход на новые Правила дорожного движения.

Что ж, мнение специалистов понятно. Мол, штудируйте, уважаемые водители, новые правила, и тогда никаких проблем у вас не будет. Но если бы лично мне завтра пришлось решать, идти учиться на водителя или все-таки повременить, я бы серьезно задумался. В конце концов платить немалые деньги автошколе, преподаватели которой до сих пор не получили четких инструкций, как и чему учить, достаточно опрометчиво. Как говорится, пусть сначала разберутся между собой высокие транспортные стороны, а уж там и за нами, рядовыми авторомантиками, не заржавеет...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter