Вы пойте, вам зачтется
03.06.2011
Лично мне видится следующая цепочка: шансон — авторская песня — рок. (Предупреждаю, что в дебри лезть не собираюсь, салонные романсы и каторжанское искусство трогать не буду, а обращу свой взгляд на относительно современный период.) Блатная лирика, расцветшая в первые послевоенные годы, к 50–м стала облагораживаться, чтобы к 60–м из нее выделилось самостоятельное направление — бардовское, из которого чуть позже и в смычке с западным биг–битом родился русскоязычный рок–н–ролл. Течения сближали художественно–самодеятельное начало, текстовая направляющая, интимный характер повествования, то есть исполнитель общался со слушателем так, будто он разговаривал только с ним одним. И, конечно, аура запретного плода: ведь все это творчество не просто не приветствовалось властью, а служило объектом постоянных нападок и злобной критики. В стране всеобщего коллективного разума к индивидуальному мышлению относились с подозрением. И так происходило вплоть до середины 80–х, когда открылись шлюзы. Барды с рокерами начали быстро собирать стадионы, а вот шансон раскачивался дольше. Но когда динозавры авторской песни повымерли или поисписались, Грушинский фестиваль превратился в огромную тусовку, а Бутусов поехал агитировать за Бориса Ельцина, настал час шансона. И вот уже лет 15 как слушателю нет ничего милее песен Александра Новикова. Пика же своей популярности жанр достиг с восшествием на его престол (в порядке очередности) Сергея Трофимова, Григория Лепса, Стаса Михайлова и Елены Ваенги.
Но что–то я отвлекся. Ольга, Артур, так ли страшен и влиятелен шансон, как его малюют, и есть ли место авторской песне в нынешнем музыкальном раскладе?
Раздражают ли меня песни русского шансона? Нет, потому что я их не слушаю. И в моем окружении никто не слушает. Конечно, они ориентированы на массовую публику, как и эстрада. В то время как авторская песня, создаваемая личностями, и предназначена личностям, а не публике в целом.
Авторская песня — не шоу–бизнес. И даже если проекты, связанные с ней, имели коммерческий успех, это все равно не бизнес вообще. Потому что тут сначала пишутся песни и уж потом исполнитель предлагает их зрителю, а не наоборот — как если бы автор сочинял композиции специально, угадывая, какие из них придутся слушателю по душе.
Бардовская песня, конечно же, изменилась, не стала хуже или лучше, она сегодня другая. Читают люди мало, вообще мало, а стихи–то — и вовсе единицы. Но для того, чтобы слушать и слышать поэтическую песню, читать просто необходимо».
Граница между авторской песней и шансоном сегодня весьма тонка. Когда Митяев поет свои произведения сам — он бард, когда его композиции исполняет Шуфутинский — это уже шансон. Розенбаум, Трофимов органично чувствуют себя и там, и там. Я же называю то, что делаю, просто: авторский актерский романс».
Кое–что прояснилось для вас? Для меня — да. Поэту Юрию Левитанскому принадлежат замечательные строчки: «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку — каждый выбирает для себя». Выбирайте свою музыку, критикуйте чужую, но пусть будет и та и другая. Например, Михайлова:
Ты прости меня, родная,
Что творю я, сам не знаю.
Просто очень плохо без тебя.
Незнакомые все лица,
А душе моей не спится,
Дни я проколачиваю зря...
Без тебя, без тебя,
Все ненужным стало сразу без тебя.
От заката до рассвета без тебя,
Так нужна ты мне, любимая моя.
И Визбора:
Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.
Тих и печален ручей у янтарной сосны.
Пеплом несмелым подернулись угли костра.
Вот и окончено все, расставаться пора.
Милая моя, солнышко лесное,
Где, в каких краях встретишься со мною?..