“Вы погибали, чтобы жили мы”.

В 1944 году Ираида Ефимовна Макеева приехала из Пензы в Гродно искать своего пропавшего без вести брата, служившего здесь в 1941 году в одной из воинских частей Красной Армии.

В 1944 году Ираида Ефимовна Макеева приехала из Пензы в Гродно искать своего пропавшего без вести брата, служившего здесь в 1941 году в одной из воинских частей Красной Армии.

Всего же на войну из большой русской семьи Макеевых ушло четыре брата и отец. Не знала, не ведала тогда молодая учительница, что именно ей суждено будет открыть всему советскому народу, всему миру жуткую, потрясающую картину жестоких приграничных боев в Принеманье, чудовищных расправ фашистов с советскими солдатами и офицерами, картину, разоблачающую преступную по своей недальновидности, безответственности предвоенную политику Сталина, обернувшуюся страшными людскими и материальными потерями. Но она потянула, как за кончик клубка, за имя брата-воина, и словно из небытия посыпались на свет имена, события неведомые, умалчиваемые, скрываемые. Не знала Ираида Ефимовна, что, приступив к поискам брата, она откроет сотни, тысячи солдатских судеб — трагических и героических, что по всему Советскому Союзу разлетятся написанные ее рукой десятки тысяч писем, и сотни людей, чье сердце обожгла трагедия 1941 года, или их родственников, поедут к ней со всех концов Союза — от Архангельска до Кавказа, от Смоленска до Ташкента. И что ее почтовый адрес и номер телефона станут самыми популярными в Гродно. И что даже из Америки будут приходить письма на адрес “Гродно, Макеевой”. Десятилетиями длятся эти поиски, издано несколько книг воспоминаний участников первых боев начала Великой Отечественной, а сама Ираида Ефимовна стала человеком-историей. Брата своего она нашла в Бухенвальде — именно там умер от издевательств фашистов и был сожжен в крематории военнопленный Александр Макеев. И сестра установила в его честь в Бухенвальде мемориальную Доску памяти. И в честь всех остальных жертв Бухенвальда из Советского Союза — также мемориальную Доску памяти: “Вы погибали, чтоб жили мы. Вечная память. Макеева”.
В этом году, уже не первый раз по приглашению правительства Германии присутствовала Ираида Ефимовна на мероприятиях в память о жертвах фашизма, продолжавшихся десять дней. В честь 60-летия восстания и самоосвобождения узников Бухенвальда. О чем думает и что может чувствовать такой человек, стоя у Вечного огня? Ответ казался ясным: конечно же, о жертвах войны минувшей.
— На этот вопрос я отвечу так, — сказала Ираида Ефимовна. — После того, как я побывала недавно в Германии, после того, как я там десять дней проплакала, у меня все перевернулось в душе. Ведь там перед массой приглашенных людей выступали немецкие дети, ученики старших классов — этот внук эсэсовца, этот внук летчика, следующий — внук танкиста и так далее. Выступали внуки немцев, убивавших нас, развязавших мировую кровавую бойню. И они говорили, эти дети: “Люди, простите нас. Германия сама на вас напала,  разрушила вашу жизнь, но ведь это делали наши прадеды, не мы — простите нас!” Зал плакал. “Люди, простите нас” звучало постоянно, кто бы с немецкой стороны ни выступал. Многие меня там спрашивали: верите ли вы нам? И размышления над этим вопросом не покидают меня до сегодняшнего дня. Ведь это немецкие детки говорили, как их юные души, должно быть, терзаются, от осознания вины своих дедов, вины, перешедшей и на них, повинных лишь в том, что они — немцы. А что ж говорить про наши души? Что пережили мы, наши отцы, деды и что сегодня переживают наши внуки! На днях я была в подростковом клубе “Бригантина” Ленинского района Гродно, меня пригласили на диспут “Будет ли забыта эта война?”. Две группы детей высказывали разные точки зрения, а я была арбитром. Такая развернулась полемика — я нигде подобного не встречала, хоть всю жизнь проработала в школе и занималась патриотическим воспитанием. Самим нашим детям было очень интересно говорить на эту тему, они с таким жаром, энтузиазмом дискутировали, доказывая свою правоту друг другу. И потом все ждали, что я скажу. А я сидела и... плакала. Такой подачи темы я не слышала никогда ни в Германии, ни у нас, в Гродно. Я сказала детям, что выиграли обе команды, потому что они неравнодушны к Великой Отечественной войне, к своей истории, знают ее, интересуются ею. Великая Отечественная, в которой мы победили страшнейшего в мире врага, никогда не будет забыта. И большое спасибо тому педагогу, который организовал этот диспут. Вот о чем я сейчас думаю.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter