Вы не знаете, как попасть в студенты?

“НГ” и Николай Феськов вам подскажут. По прогнозам, примерно 450 тысяч абитуриентов примут участие в централизованном тестировании 2006 года. Абсолютное большинство вузов заявило о своем намерении провести все испытания в форме централизованного тестирования. Директор Республиканского института контроля знаний Николай ФЕСЬКОВ как к закономерности отнесся к факту, что ни один из позвонивших на “прямую линию” читателей не усомнился в справедливости и “прозрачности” этого способа ранжирования абитуриентов. Время споров о целесообразности тестирования и степени доверия выставленным компьютером баллам давно прошло. Сейчас эксперты и методисты РИКЗа ищут новые пути совершенствования тестовых заданий и беспокоятся о сохранности информации.

(Окончание.
Начало в № 88—89.)
— Добрый день, Николай Степанович, я из Минска звоню. Мой знакомый заканчивает колледж и собирается поступать в институт. Насколько мне известно, сейчас учитывается средний балл последнего учебного заведения...
— Да, это так.
— А если у человека не очень высокий балл за колледж, но хороший школьный аттестат, может ли он предъявить приемной комиссии только документ об окончании школы?
— Если он будет поступать в вуз на базе среднего специального образования, то, конечно, должен предъявить в приемную комиссию только документ об окончании колледжа. Я посоветовал бы ему более внимательно прочитать правила приема в высшие и средние специальные учебные заведения, там все описано, даже методика перевода результатов из стобалльной системы в десятибалльную.
— Здравствуйте, я Светлана Владимировна Антонович, директор Любанской средней школы Лунинецкого района. Скажите, смогут ли ученики сельских школ сдавать тестирование по математике, химии, физике на белорусском языке?
— Смогут, мы этот вопрос решили еще в прошлом году, обеспечили всех желающих. Во время регистрации их попросят заявить, на каком языке будут заполняться тесты.
— Добрый день, Николай Степанович, вас беспокоит мама выпускника. Недавно мы прошли серию репетиционных тестирований. Они очень сложные: чтобы ответить на все вопросы, каждый предмет надо изучать углубленно. Но дело даже не в этом. Можно ли рассчитывать, что во время бюджетного тестирования тесты будут примерно такие, или намечается еще их усложнить?
— Мы не усложняем задания, в июне они будут примерно такие же, как на апрельском тестировании. К сожалению, многие сетуют, что тесты “слишком сложные”. Но я уже устал объяснять, что сложность нисколько не влияет на то место, которое ваш ребенок займет в рейтинге всех претендентов на студенческий билет. Представьте, что он займет по русскому языку
15036-е место из 80 тысяч участников. Если мы сделаем тесты легче, с ними лучше справится не только ваш сын, но и те, кто ниже или выше его в этом рейтинге. Поэтому его место останется 15036-м. Допустим, мы пойдем вам навстречу, сделаем тесты легче, примерно как школьную контрольную работу, которую из 25 учеников 24 могут написать на “десятку”. Все будут довольны результатами, количество “стобалльников” возрастет, но что делать вузу, если на каждое место будут претендовать несколько абитуриентов со стобалльным результатом? Тогда вузам не останется ничего иного, как только проводить очередные испытания, а заодно ставить вопрос о целесообразности централизованного тестирования.
Мамы и папы часто предъявляют претензии, что вопросы тестов не соответствуют учебной программе. Хочу заметить, что когда наши авторы работают над тестовыми материалами, то их указательный палец левой руки лежит на программе, а правой — проверяет задания, которые нам сдают авторские коллективы. Другое дело, что программу многие у нас отождествляют с учебником, и ничего больше знать не считают нужным.
— А можно ли, не дожидаясь результатов репетиционного тестирования, примерно угадать его результат?
— Нет, даже я не могу этого сделать. Нам иногда задают такой вопрос: вот два человека не сделали по два задания, но у одного 89 баллов в итоге, а у второго 85. Как такое может быть?
Все зависит от того, отвечаем мы, какие задания не выполнил испытуемый. Компьютерная программа сама определяет цену того или иного задания. Чем большее количество тестируемых дало правильный ответ, тем меньшее количество баллов за него начисляется. И наоборот, если с задачкой справились всего 10 человек из тысячи, она высокого уровня сложности и оценивается выше. Поэтому мы не знаем “стоимости” того или иного ответа до тех пор, пока не будут собраны и обработаны работы всех участников тестирования по данному предмету. В договорах, которые мы заключили с центрами тестирования, мы пообещали в первой декаде мая обнародовать результаты.
— А сроки проверки бюджетного тестирования установлены?
— Для нас ориентир — сроки приема документов в вузы. В первую группу вузов, куда вошли учебные заведения Министерства культуры, прием документов заканчивается 11 июля. Значит, мы должны не позже 9 июля обработать и выдать сертификаты по тем предметам, которые понадобятся абитуриентам этих вузов. Даже если один выпускник из 80 тысяч будет поступать в университет культуры, мы, чтобы выдать ему сертификат, все равно должны обработать все 80 тысяч тестов по русскому языку. В прошлые годы не было случая, чтобы мы не успели выдать сертификаты до окончания сроков приема документов. Хотя в нынешнем году у нас еще меньше времени.
— Здравствуйте, это Нина Русак из Молодечненского района. Я знаю, что в российских тестах по русскому языку есть творческая часть — изложение или небольшое сочинение, которое пишут участники. Будут ли у нас такие задания? Ведь белорусские тесты в нынешнем виде не позволяют оценить творческие способности человека!
— Я не могу во всем согласиться с вами. Творческие способности в широком смысле этого слова — это способность использовать какие-то новые подходы, идти непроторенным путем при решении задач. Эти качества прекрасно проверяются в рамках существующих тестовых методик. “Российская модель” требует привлечения тысяч экспертов. А это неминуемо привнесет в оценку элемент субъективного даже при наличии четких инструкций. Ведь у одного человека в начале и конце проверки работ могут быть совершенно разные подходы — скажется фактор усталости или изменятся критерии, потому что эксперт волей-неволей будет сравнивать работы с предыдущими. Опыт России показывает, что такие творческие задания могут быть почвой для злоупотреблений. Я сам бы никогда не догадался, что можно, например, второй абзац изложения начать с какого-то ключевого выражения, и проверяющий будет знать, что оценивает работу сына “хороших родителей”. Нет уверенности, что письменная работа в рамках теста поможет увидеть творческие способности человека, а вот потерять объективность при такой форме контроля можно.
— Здравствуйте! Звонит Вера Николаевна из Минска. Где можно купить сборник с анализом характерных ошибок тестируемых, информация о котором размещена на сайте РИКЗ?
— Насколько я знаю, в “Академкниге”, в магазине “Адукацыя” Центра учебной книги на улице Хмельницкого, магазине “Методическая книга”, Академии последипломного образования, городском Институте повышения квалификации учителей и некоторых других магазинах и книжных киосках.
— Здравствуйте, вас беспокоят из Вилейки. 26 марта наши дети сдавали репетиционное тестирование в БГУ по белорусскому языку. До сих пор нет его результатов!
— Они будут позже. Для того чтобы ранжировать всех участников тестирования, надо обработать все тесты по белорусскому языку, а испытания еще идут. Вы ведь, наверное, заинтересованы в том, чтобы ранжировать всех потенциальных участников тестирования, а не только определить рейтинг вашего ребенка среди будущих абитуриентов БГУ.
— Организаторы сказали нам, что это будет известно после 10 мая...
— Да, так в договоре записано, но мы приложим усилия, чтобы обнародовать результаты даже раньше этого срока.
— На дне открытых дверей в БГПУ имени Танка кто-то из преподавателей сказал, что по истории Беларуси никто не сдаст тесты хорошо, потому что авторы тестов собрали всю дополнительную литературу по этому предмету. Как можно запугивать детей, они и без того напряжены накануне испытаний!
— Я с вами полностью согласен и могу заверить, что эти люди не имеют непосредственного отношения ни к составлению тестов, ни к их экспертизе. И мы никого не уполномочивали запугивать таким образом абитуриентов. Все тесты у нас составляются в соответствии со школьной программой. Хотя, конечно, задания будут всякие, в том числе и повышенного уровня сложности.
Так что не волнуйтесь, я желаю успехов вашему ребенку!
— Николай Степанович, это Минск вас беспокоит, меня зовут Татьяна Павловна, я учительница. Презентуя свой аналитический сборник, вы сказали, что сделали робкую попытку показать иные, кроме ранжирования абитуриентов, возможности тестирования. Будут ли и другие “робкие попытки”?
— Уже разрабатываем структуру нового сборника, по итогам текущего года. Хотим сделать более глубокий анализ и надеемся, что это будут достаточно интересные материалы не только для педагогов, но и для авторов программ и учебников. При одномоментном срезе уровня знаний выпускников четко проявляются проблемы учебно-методического обеспечения учебного процесса.
— Скажите, сколько степеней защиты у сертификата? Неужели до сих пор никто не пытался подделывать этот документ?
— На нашем бланке есть и водяные знаки, и специальная нить. Но самое главное — при любом подозрении его подлинность можно проверить даже быстрее, чем денежную купюру. Электронные копии бланков хранятся в нашем архиве десятилетиями.
В прошлом году по просьбе ректора медицинского университета мы буквально за ночь проверили подлинность сертификатов всех попавших в списки зачисленных абитуриентов. Ни одной фальшивки не нашли.
Конечно, имея современную копировальную технику, можно сделать что-то очень похожее на сертификат по форме и цвету. В позапрошлом году был один такой случай в Могилеве. Мы мгновенно определили фальшивку и даже нашли, у кого скопировал сертификат этот молодой человек.

Брестская область

№ пп


Наименование пункта регистрации


Контактный телефон


Адрес пункта регистрации

1


Брестский государственный технический университет


8-0162-42-04-92


224017 г. Брест,
ул. Московская,267,
каб. 115

2


Брестский политехнический колледж

3


Брестский государственный университет им. А.С.Пушкина


8-0162-21-13-65
8-0162-23-04-17


224017 г. Брест,
б-р. Космонавтов,21,
каб. 404

4


Барановичский государственный университет


8-0163-41-77-41
8-0295-24-89-67


225404 г. Барановичи,
ул. Комсомольская,84,
2 корпус, ауд.17

5


Барановичский технологический
колледж “Белкоопсоюза”


8-0163-41-25-28
8-0163-41-25-69
8-0163-41-25-25

225408 г. Барановичи,
ул. Ленина, 5, ауд.6

6


Пинский высший государственный банковский колледж


8-0165-31-21-15
8-0165-31-21-26
8-0165-31-21-18
8-0165-31-21-95(факс)

225710 г. Пинск,
ул. Кирова,24,каб.4.

7


Пинский индустриально-педагогический колледж


8-0165-35-94-65
8-0165-35-94-67


225710 г. Пинск,
ул. Иркутско-Пинской дивизии, 27, ауд.103

Витебская область

№ пп


Наименование пункта регистрации


Контактный телефон


Адрес пункта регистрации

1


Витебский государственный технический колледж


8-0212-24-28-88(факс)
8-0212-24-27

-63


210035, г. Витебск,
пр-т. Московский,72,
ауд. 224
фойе актового зала

2


Витебский государственный технологический университет


88-0212-27-72-34

3


Витебский государственный университет им. П.М. Машерова


8-0212-96-16-58

4


Витебская ордена “Знак Почета”
государственная академия
ветеринарной медицины


8-0212-37-23-22

210023, г. Витебск,
пр-т. Фрунзе,27, каб.243

5


Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет


8-0212-37-09-37

6


Новополоцкий государственный политехнический техникум


8-0214-53-41-01

211440, г. Новополоцк,
ул. Блохина,29,
гл. корп., ауд.346

7


Полоцкий государственный университет


8-0214-53-21-61
8-0214-51-13-93

8


Оршанский государственный механико-экономический колледж


8-0216-23-35-96
8-0216-23-14-19(факс)

211382, г. Орша,
ул. Советская,81,
ауд.№2

      Могилевская область

№ пп


Наименование пункта регистрации


Контактный телефон


Адрес пункта регистрации

1


Белорусско-Российский университет


8-0222-25-36-03


212005, г. Могилев,
пр-т Мира,43,
гл. корп., комн.217

2


Могилевский государственный политехнический колледж


8-0222-25-36-03

3


Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова


8-0222-25-36-03

4


Могилевский государственный университет продовольствия


8-0222-25-36-03

5


Климовичский государственный
аграрный колледж


8-0244-5-78-29


213634, г. Климовичи,
ул. Ленина,11, ауд. 1-5

6


Белорусская государственная cельскохозяйственная академия


8-02233-5-88-90
8-02233-5-94-65


213410, г. Горки,
ул. Мичурина, д.13,
корп.11,комн.707

7


Бобруйский государственный автотранспортный колледж


8-0225-52-04-34
8-0225-52-30-03
8-0225-52-27-49


213819г. Бобруйск,
ул. Интернациональная,48
ауд.105

Минская область

№ пп


Наименование пункта регистрации


Контактный телефон


Адрес пункта регистрации

1


Молодечненский государственный политехнический колледж


8-01773-7-15-53
8-01773-7-00-72

222310, г. Молодечно,
пл. Центральная, д.2,
ауд.212

2


Борисовский государственный политехнический колледж


8-0177-4-49-66
8-0177-5-28-37
8-0177-4-49-51

222120 г. Борисов,
ул. Гагарина,68

3


Солигорский государственный горно-химический техникум


8-01710-2-12-60
8-01710-2-52-64
8-01710-2-14-74

223710 г. Солигорск,
ул. Козлова,18,
гл. корпус

Гродненская область

№ пп


Наименование пункта регистрации


Контактный телефон


Адрес пункта регистрации


Адрес сайта

1


Лидский технический колледж гродненского государственного университета им. Янки Купалы


8-01561-2-58-63
8-01561-2-13-72(факс)

г. Лида,
ул. Советская,18,
ауд.1


2


Волковысский государственный
аграрный колледж


8-01512-2-22-69

г. Волковысск,
ул. Победы,52, ауд.201


3


Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

8-0152-73-03-14(факс)
8-0

152-74-14-86
8-0152-72-36-80
8-0152-77-31-88

230023г. Гродно,
ул. Ленина,32 ауд.25

http://www.ctest.grsu.by/

4


Гродненский государственный аграрный университет

5


Гродненский государственный медицинский университет

6


Гродненский государственный политехнический колледж

Гомельская область

№ пп


Наименование пункта регистрации


Контактный телефон


Адрес пункта регистрации

1


Гомельский государственный
университет им. Ф.Скорины


8-0232-56-73-38


246699 г. Гомель,
ул. Советская,102,
каб.1-0

2


Белорусский государственный университет транспорта


8-0232-95-28-02


246653 г. Гомель,
ул. Кирова,34,
каб.106

3


Гомельский государственный
технический университет
им. П.О. Сухого


8-0232-47-52-74
8-0232-45-87-67(факс)


246746 г. Гомель,
пр-т. Октября,48,
корп.1,
приемная комиссия

4


Гомельский государственный машиностроительный техникум

5


Гомельский инженерный институт Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ


8-0232-41-49-85


246025 г. Гомель,
Речицкое шоссе, 35-а,
контрольно-пропускной
пункт

6


Белорусский торгово-экономический
университет потребительской
кооперации


8-0232-48-16-01
8-0232-48-14-22


246029 г. Гомель,
пр-т. Октября,50,
ауд.1-4

7


Гомельский государственный медицинский университет


8-0232-74-41-21


246000 г. Гомель,
ул. Ланге,5

8


Мозырский государственный педагогический университет


8-02351-2-43-17
8-02351-2-54-37


247760 г. Мозырь,
ул. Студенческая,28,
ауд.132

9


Мозырский государственный политехнический техникум


8-02351-3-07-81
8-02351-3-13-54


247760 г. Гомель,
ул. Котловца,23,
комн.112

10


Светлогорский государственный индустриальный техникум


8-02342-2-42-10


247400 г. Светлогорск,
ул. Шоссейная,10,
фойе актового зала

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter