Вы еще кипятите?

Собкор «СБ» исследует тайны химчистки
Собкор «СБ» исследует тайны химчистки

— Боже, что это?! — клиентка, попросившая почистить перьевую подушку в ее присутствии, с ужасом рассматривала содержимое своей насыпки. — Неужели невестка хотела навести порчу?!

Среди перьев почему–то оказались иголка и клубок спутанных ниток. Дело было, конечно, вовсе не в невестке, скорее всего, «излишества» каким–то образом попали туда еще на предприятии–изготовителе. Но вообще быть осторожнее с подушками меня попросили в первые же минуты моей работы приемщицей на могилевском предприятии «Химчистка и стирка белья». Еще недавно эту услугу оказывали только в присутствии заказчика: когда человек видит все отходы, он не спрашивает, куда подевалась половина пера. Ведь после чистки подушка может потерять в весе от 25 до 40 процентов. Клиентов об этом, естественно, предупреждают, но некоторые потом все равно ворчат. В специальные машины, где чистится перо, из насыпок попадают и песок, и щепки, и кнопки. Не запихивать же все обратно!

Многие даже не представляют, на чем спят! А если добавить сюда еще и опасных для здоровья пылевых клещей, которые гибнут при обработке!

Служба–обличитель

Еще утром я была уверена, что все тонкости новой профессии освою в считанные минуты. Что здесь непонятного? Принимай себе заказы, выписывай квитанции, отдавай готовые вещи да почаще улыбайся клиентам! Ну, еще с деньгами, конечно, важно не ошибиться, не обсчитать кого–нибудь по ошибке. Но другие же не ошибаются, чем я хуже?

— Многие поначалу считают, что химчистка — это элементарно, — сразу угадала мои мысли начальник производственно–технологического отдела Вера Махунова. — На самом деле это сложнейший процесс. Каждое изделие — результат работы многих предприятий: текстильных или кожевенных, красильных, швейных, а брак каждого проявляется именно здесь. Любое пальто или куртка, одеяло или пуховик, джинсы или пиджак должны иметь специальную маркировочную ленту по способу ухода, и все изделия нужно обрабатывать, строго следуя этим указаниям.

Все белорусские предприятия снабжают свою продукцию такими лентами, зато на одежде с рынков мини–инструкции присутствуют далеко не всегда.

Символов, встречающихся на маркировочных лентах, не меньше, чем дорожных знаков, и работники химчистки должны помнить каждый. Значки указывают, с какими изделиями нужно обращаться с особой осторожностью и что можно отжимать и полоскать обычным способом. Разрешено ли отбеливание и какими веществами, хорошо ли ткань переносит механические воздействия. Встречаются вещи, которые приходится очень бережно гладить и пропаривать, а бывают «неженки», которые не переносят этих процедур вообще. А еще символы предупреждают об особенностях сушки одежды и даже о том, что самостоятельная чистка запрещена вовсе. Например, не стоит пробовать чистить в домашних условиях пуховики. После таких экспериментов пальто и куртки выглядят ужасно: сжимается пух, стирается покрытие. Уже испорченные, их приносят сюда, но вернуть первоначальный вид, как правило, не получается.

— Если ленты нет вообще, мы все равно принимаем изделие, — объяснили мне новые коллеги. — Правда, качество чистки не гарантируем, действуем на свой страх и риск. Клиентов о возможных сюрпризах предупреждаем, и все же без претензий не обходится.

— А приемщики наши — настоящие технологи, — утверждает Вера Васильевна. — Они почти всегда безошибочно различают способ отделки ткани, хотя состав ее может быть очень сложным, разбираются в качестве кожи и клеевой ленты.

Опытная приемщица Ирина Кухарева учит меня составлять материальные отчеты, заполнять бланки заказов, напоминает, чтобы не забывала предупреждать клиентов о возможных дефектах.

Вот дама сдает дубленку:

— А не испортите?

Мы–то не испортим, но как узнать, где и как ее шили?! Действительно, многие жалуются, что после чистки кожаные куртки, плащи, дубленки «плывут», теряют форму. Но в этом виновата вовсе не химчистка, а изготовители. Кожа, из которой все это шьется, может иметь массу дефектов (прокусы, морщины), на фабрике они грунтуются, скрываются, замазываются, а здесь выявляются. Тогда дубленка может и растянуться, и потерять форму. Может выясниться, что изготовители использовали клеевые композиции, которые применяться при изготовлении одежды не должны. И вообще, химчистка может многое рассказать владельцу о его любимой вещи!

Даже всех названий скрытых дефектов меха и кожи сразу не запомнишь... Это и прижизненные пороки сырья (свищи, оспины, болячки, накостыши, тощесть, чахлость волоса, выхват и выстриг шерсти). И пороки «посмертные» и технологические (подрезы, прорезы, кожеедины, жилистость, молеедины, прострижка, непродуб, ломкость, матовость, грубая или слабая отделка, складки, разрывы, дыры, сальность и т.д.). А еще могут выявиться дефекты скорняжных работ: неправильное размещение шкурок на деталях кроя, отсутствие перехода признаков волосяного покрова от одной шкурки к другой, разные оттенки деталей, загрязненность. Могут встретиться пропущенные строчки и затяжка волоса в шов!

Но если дубленка или плащ уже приобретены и какое–то время служат своим хозяевам, а значит, возврату и обмену не подлежат, лучше обо всем этом не думать и надеяться на лучшее. А обрабатывать их будут только по итальянской технологии итальянскими же препаратами. Все машины здесь очень дорогие и сложные, с программным управлением. Применяются сухая химчистка в органических растворителях и аквачистка — в водных растворах.

Кошмар под одеялом

...Одно время в «моей» химчистке как огня боялись посетителей с одеялами. Расплодилось вдруг по Могилеву множество одеял, выполненных с нарушениями технологии: знак на ленте стоял, что чистка разрешена, а на самом деле вместо одного утеплителя для экономии использовался другой. После чистки от одеял оставался только чехол с крохотным комочком внутри. Вот уж натерпелись тогда здешние работники, а больше всего, конечно, приемщицы! Ведь претензии слушать приходится в первую очередь им, а не тем, кто стоит у машины. Но теперь все неприятности с одеялами позади: то ли отслужили свой век, то ли люди разобрались, что к чему, и перестали их приносить.

А однажды заказчик сдал пальто, забыв, что зашил в подкладку две золотые монеты, и конечно, получил назад обе в целости и сохранности. Дело в том, что перед обработкой любой вещи карманы тщательно проверяются: могилевчане не раз забывали в них свои удостоверения, паспорта и водительские права.

Впрочем, возмущаются чаще всего посетители химчистки из–за больших очередей, традиционно возникающих... осенью. Все объясняется просто: большинство из нас с наступлением весны вешает зимнюю одежду в шкаф и не вспоминает о ней до осени, зато в октябре все несут чистить и осеннее, и зимнее облачение.

Между тем за весну и лето под воздействием света и тепла пятна закрепляются химическими реакциями; необработанные вещи больше любит моль. К тому же пятна имеют сложный состав: белки, жиры, красители, трудноудалимые дубильные вещества, иногда за несколько месяцев они съедают ткань.

Уже как специалист рекомендую: лучше сдавать зимнюю одежду в химчистку весной и вешать ее в шкаф полностью подготовленной к следующему сезону. Так надежнее!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter