Вы чьих будете?

Нацбанк: О сокращении числа лизинговых компаний речь не идет

Какие изменения ждут лизинговый рынок, если функции регулятора перейдут к Национальному банку

Тяга к собственности — часть менталитета жителей Беларуси и других постсоветских государств. Мы мечтаем о том, чтобы лично владеть автомобилем, квартирой или небольшим кусочком земли. Возможно, это одна из причин, почему к теме лизинга (более сложной формы аренды) в нашей стране многие подходят с осторожностью. Эксперты говорят, что она все еще требует популяризации, особенно среди представителей малого и среднего бизнеса. В то же время участникам рынка есть чем похвастаться. В каком направлении рынок будет двигаться дальше? Эту тему обсудили участники конференции «Лизинг в Беларуси, тенденции и перспективы».

В прошлом году, по оценкам экспертов, рынок вернулся на уровень докризисных 2007—2008 годов, показав достаточно серьезный рост после провального 2011-го. В текущем году участники рынка не ожидают повторения прошлогоднего успеха, но все-таки рассчитывают на положительную динамику в пределах 10 %. Это выяснилось в ходе опроса, проведенного во время конференции. По мнению специалистов, основные вызовы лизингового рынка на ближайшую перспективу — высокая стоимость ресурсов и ограничение валютного лизинга. Что касается наиболее перспективных сегментов, то должны значительно вырасти легковой и железнодорожный транспорт. Говоря о клиентских группах, лизингодатели ожидают высокой активности со стороны малого и среднего бизнеса, а также компаний-перевозчиков.

«У нас достаточно скромные ожидания по поводу 2013 года. Он не должен быть провальным или неудачным, но я удивлюсь, если он будет лучше 2012-го», — озвучил свою позицию директор СООО «Райффайзен-Лизинг» Максим Лисицкий. Эксперт выделил три возможные точки роста рынка. По всей вероятности, это будет спрос на технологическое оборудование, и эта тенденция наметилась еще во второй половине прошлого года, когда предприятия отошли от шока 2011-го. «На фоне провала национальной валюты производители сумели закрепиться на внешних рынках, они видят, что могут продавать больше, а для этого надо развивать мощности», — пояснил представитель лизинговой компании. Кроме того, возможен подъем на рынке недвижимости, связанный с запретом кредитования в валюте. Что касается наметившейся тенденции роста спроса на легковые автомобили, приобретаемые в лизинг, то она сохранится.

Вопрос, который особенно тревожит сегодня лизингодателей, — возможная передача функций регулятора этого сегмента финансового рынка Национальному банку. Как известно, подготовлен соответствующий проект указа Президента, сейчас он находится на рассмотрении в Совмине. Мнения всех заинтересованных игроков разделились примерно поровну — на тех, кто «за» и кто «против». Аргументы последних: рынок и так развивается достаточно динамично, не сделать бы плохо. Так, председатель совета Ассоциации лизингодателей Александр Цыбулько приводит данные, согласно которым доля заключенных лизинговых договоров в Беларуси составляет 2,5 % от ВВП. Это очень высокий уровень, учитывая, что этот же показатель в России достигает только 1,4 %, в Казахстане — 0,18 %, в Украине — 0,55 %, а в среднем по Европе — 1,41 %. Кстати, законодательная база Беларуси по лизингу признана экспертами Международной финансовой корпорации одной из лучших в Европе, заметил Александр Цыбулько.

По его мнению, предлагаемые Нацбанком меры могут привести к монополизации лизингового рынка банковскими компаниями и его концентрации в крупных городах. Чем это грозит? Ухудшится доступ к услугам в малых городах и сельской местности, а это прежде всего малый и средний бизнес, который еще слабо использует инструменты лизинга. Хотя, по большому счету, это уже состоявшийся факт: на сегодняшний день около 70 % рынка контролируется дочерними компаниями банков. Но больше всего представители лизинговой сферы опасаются, что будет введено лицензирование их деятельности, установлены требования к величине уставного фонда и перехода на банковский бухгалтерский учет.

Ничего этого не будет, заверил участников конференции начальник управления регулирования небанковских операций Нацбанка Дмитрий Набздоров. По его оценкам, это нормальный процесс, когда регулированием всех сегментов финансового рынка занимается одна организация. Это тенденция двух последних десятилетий, и на сегодняшний день около 60 государств имеют такого регулятора — или при правительствах, или при центральных банках. «В указе говорится, что мы будем не только осуществлять регулирование, но и возьмем на себя ответственность за развитие рынка, поэтому речь о сокращении количества лизинговых компаний не идет», — пояснил Дмитрий Набздоров. В Нацбанке считают, что сценарий развития рынка за счет прихода на него крупных иностранных инвесторов маловероятен. Не приходится ожидать и появления крупных внутренних инвесторов, не являющихся банками. В бюджете на текущий год средства на развитие рынка лизинга также не предусмотрены. «Рыночное перераспределение денежных средств, в том числе банковских, в пользу лизинга — наиболее реалистичный путь развития», — уточнил представитель Нацбанка.

Какая государственная поддержка необходима сегодня лизинговым компаниям? По мнению Максима Лисицкого, это может быть развитие международного экспортного лизинга, связанного с поставкой отечественной продукции на внешние рынки. Такую практику взяли на вооружение многие страны. «Что касается внутреннего рынка, не нужна государственная поддержка там, где все и так нормально, — заметил руководитель компании. — Самое главное — создать четкие и понятные правила игры и поддерживать их». Лизингодатели, по большому счету, хорошо себя чувствуют, когда их клиенты имеют возможность вкладывать в развитие бизнеса. Поэтому лучше поддержать реальный сектор, делает заключение Максим Лисицкий. Например, дотировать часть лизинговой ставки, как это делается по кредитам, выдаваемым на модернизацию. Такая возможность существует, но на деле добиться компенсации ставки при использовании лизинга намного сложнее, чем по банковским кредитам.

В Беларуси основными предметами лизинга выступают транспортные средства (их доля в 2011 году составила 62 %) и оборудование (31 %). При этом в общем объеме сделок на грузовой транспорт пришелся 21 %, легковой — 3 %, другие виды — 38 % (за счет крупных операций с железнодорожными вагонами). Сравнивая тенденции развития европейского и белорусского лизингового рынка, директор ООО «Активлизинг» Виктор Кобяк заметил, что у наших западных соседей драйвером выступает легковой автотранспорт с долей около 42 %. Эксперт не исключил, что в среднесрочной перспективе усилится присутствие этого предмета лизинга и на отечественном рынке. 

-----------------------------------

В тему

Нацбанк Беларуси по совместному проекту с Альянсом за финансовую доступность (AFI) провел опрос субъектов малого предпринимательства страны с целью исследовать степень их вовлеченности в рынок финансовых услуг. Общий объем выборки составил 1815 респондентов. Критерии — выручка менее Br 1 млрд. и численность не более 9 человек.

Об использовании лизинга в своей деятельности заявили 6,6 % опрошенных. Соответственно, 93,4 % субъектов малого бизнеса не обращаются за услугами компаний, действующих в этом сегменте рынка. Интересно выглядит ситуация и в разрезе регионов. Больше всего пользователей оказалось в Минской области — 24,4 % респондентов. В Минске таковых насчитывается 17,1 %, в Брестской области — 9,3 %, в Витебской — 9,1 %, в Могилевской — 6,3 %, в Гродненской — 2,7 %, в Гомельской — 1,4 %.

В целом 87 % рынка белорусского лизинга сосредоточено в Минске. Одна из заметных тенденций последних лет — снижение уровня просроченной задолженности по лизинговым договорам. В 2009 году он составлял 13 %, в 2010-м — 10 %, в 2011-м — 8 %. Основная масса задолженности приходится на лизинг сельхозтехники, реализуемой по госпрограммам. По оценке экспертов, это невысокий уровень, сопоставимый с банковским. В последние годы постоянно снижалась доля банков-лизингодателей в общем объеме операций. Если в начале 1990-х они контролировали 75 % рынка, то в 2007 году — 39 %, а в 2011-м — 4 %. Причина в том, что банки создали свои лизинговые компании, которым принадлежит сегодня около 70 % рынка. Среди источников финансирования лизинговых операций 76 % приходится на заемные средства, 24 % — на собственные. Всего на белорусском рынке действует около 150 компаний-лизингодателей. Из них около 25 % созданы с участием иностранного капитала.

Европейский рынок лизинга, по данным 2011 года, оценивается в € 285 млрд. Объем сделок, или так называемый размер нового бизнеса, в таких странах, как Эстония, Словения, Литва, Украина, Польша, сопоставим с белорусским. Доля лизинга в инвестициях в основной капитал в Европе составляет в среднем 13 %, в Беларуси — 7,6 %. По мнению экспертов, в нашей стране более динамичному развитию этого сегмента финансового рынка мешает несколько глобальных причин. Во-первых, это недостаточная осведомленность о преимуществах лизинга у руководителей предприятий малого и среднего бизнеса. Во-вторых, высокой остается цена ресурсов в белорусских рублях, причем при стабильном в последнее время курсе валют. Кроме того, возможности валютного кредитования сильно ограничены, а низкие страновые рейтинги затрудняют доступ нашим компаниям к иностранным источникам заимствований. Наконец, среди руководителей белорусских бизнесов сильны посткризисные настроения, многие не улавливают тенденции развития экономики, с боязнью относятся к планированию инвестиций и развития.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter