ВВС изучают ПДД

Военные летчики впервые в истории нашей авиации посадили самолеты на автотрассу в полном соответствии с ПДД — Правилами дорожного движения
Военные летчики впервые в истории нашей авиации посадили самолеты на автотрассу в полном соответствии с ПДД — Правилами дорожного движения

Мощный штурмовик Су–25, несмотря на солидный вес, заходит на посадку почти изящно. Несколько секунд — и шасси боевой машины мягко касаются... автодорожного полотна. За ней под прикрытием маневренных вертолетов Ми–24 и стремительных истребителей МиГ–29 безошибочно проделывает тот же маневр вторая «сушка». Это — не шоу. Это — учения, имитация реального боя.

Запасные посадочные площадки на автодорогах необходимы как воздух — на случай, если основные аэродромы окажутся выведенными из строя. Столь экстремальная посадка в истории авиации Беларуси да, впрочем, и СНГ, выполняется впервые. Летчики демонстрируют высокий класс мастерства — ювелирная работа!

Заместитель командира авиационной эскадрильи 206–й штурмовой авиабазы майор Виктор Слободской, только что посадивший штурмовик на «аэродромный» участок автодороги, заглушает двигатель и делится впечатлениями:

— Автодорога, конечно, не взлетно–посадочная полоса — в 2 раза уже. Нет автоматизированных тормозных установок на случай ЧП, как на аэродроме, отсутствуют радиотехнические средства ориентировки. Полагаешься, по большому счету, только на себя. Да и покрытие не совсем привычное: вместо бетона — асфальт. Словом, условия посадки необычные. Пришлось перед полетом даже посмотреть советский документальный фильм, в котором запечатлен подобный маневр. Проанализировали кинокадры, выработали методику, адаптированную под современные типы самолетов, а теперь вот теорию закрепили на практике.

Трехкилометровый аэропробег по трассе — зрелище завораживающее. За траекторией движения следишь с замиранием сердца. Как–никак, первый блин — вдруг комом? Когда Су–25, выбросив тормозные парашюты, замедляет бег, потом останавливается, впечатление такое, будто под разгоряченным самолетом вот–вот расплавится асфальт. Впрочем, опасения напрасны. Покрытие «аэродромного» участка дороги толще обычного в несколько раз — выдержит все типы самолетов, даже 39–тонный бомбардировщик Су–24 (кстати, летом эти тяжеловесы тоже будут отрабатывать технику вынужденных посадок). Упрочненная поверхность почти идеально чиста. Перед приземлением многотонных махин ее отполировали щетки поливомоечных машин. Не осталось даже мелких камешков.

— Попади такая «мелочь» в двигатель, катастрофы не миновать, — объясняет необходимость тщательной подготовки трассы начальник инженерно–аэродромной службы — заместитель начальника управления тыла командования ВВС и войск ПВО полковник Александр Борисенко. — Генеральная уборка дороги не показуха. То же самое мы готовы повторить и в военное время.

Пока самолеты заправляются и снаряжаются боекомплектами (через 45 минут — повторный вылет с боевым применением), министр обороны генерал–полковник Леонид Мальцев, выслушав доклады летчиков, комментирует автодорожный маневр:

— Армия должна использовать все средства для обеспечения живучести. Как известно, в военных конфликтах в первую очередь противник наносит удар по стратегически важным объектам, в числе которых и аэродромы. Поэтому нужно иметь в виду запасные варианты. Об этом говорит еще опыт Великой Отечественной войны. Но одно дело — теория, другое — практика. Посадив самолеты на трассе, наши летчики доказали, что преодолен, если хотите, психологический барьер. Мы убедились, что это нам по силам. При этом подчеркну: мы не готовимся воевать против кого бы то ни было. Цель тренировки — показать нашу обороноспособность, чтобы никто и не подумал разговаривать с нами с позиции силы.

Командующий ВВС и войсками ПВО генерал–майор Игорь Азаренок, пристально наблюдавший за сложной посадкой, оценил летную технику пилотов–штурмовиков на «отлично». Кроме того, командующий поблагодарил за помощь дорожные службы, местные власти и милицию, обеспечившую охрану по всему периметру зоны безопасности. Все сработали по–армейски четко.

Заместитель командующего ВВС и войсками ПВО — начальник авиации генерал–майор Михаил Левицкий, лично управлявший одним из штурмовиков–первопроходцев, поделился с журналистами ближайшими планами. Вскоре ударная авиация отработает тактику боя в составе смешанных групп: фронтовых бомбардировщиков со сверхчувствительным радиолокационным прицелом и штурмовиков. Один из элементов занятий — посадка на «аэродромных» участках автотрасс.

Красавцы штурмовики между тем разворачиваются и набирают в разбеге скорость. Следом в воздухе в боевые порядки выстраиваются МиГи и Ми. Курс — на полигон Ружаны.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter