В ГТК сообщили, что грузопоток через территорию Беларуси стал постепенно сокращаться

Ввоз и вывоз

Продовольственное эмбарго, которым Россия ответила на санкции Европейского союза и США, не могло не сказаться на работе белорусской таможни. Тем более что  со страной-соседкой внешняя граница у нас уже много лет как общая. В Государственном таможенном комитете (ГТК) сообщили, что грузопоток через территорию Беларуси стал постепенно сокращаться начиная с августа прошлого года, и, по всей видимости, до того момента, пока две стороны экономического конфликта не пойдут друг другу навстречу, рассчитывать на его восстановление не приходится. Впрочем, и без этого странностей, связанных с санкциями и ослаблением российского рубля, в работе таможенников сейчас хватает. 

Например, они отметили серьезный рост незаконного перемещения табачной продукции и алкоголя российского происхождения через таможенную территорию ТС. 

— В прошлом году таможенными органами было конфисковано 108 млн. штук сигарет — вдвое больше, чем в 2013 году. И, к сожалению, до ноября—декабря это были сигареты белорусского производства. Но складывающаяся разница в ценах заставила обратить взоры граждан, которые занимаются незаконным оборотом табачных изделий, на российский рынок, — обобщил начальник управления ГТК Павел Лобачев. По его словам, в последнее время участились случаи вывоза российских сигарет, что связано с ослаблением российской валюты. При этом, подчеркнул представитель ГТК, вывоз российской табачной продукции «идет во все европейские страны».

— Это касается и алкоголя — с учетом ценовой политики в России начали выявляться случаи, которых в 2014 году не было. Много пошло поддельной российской водки, спиртосодержащего сырья. Складывающаяся обстановка говорит о том, что большую угрозу для граждан представляют товары, производимые на территории страны-соседки, — поведал представитель ГТК.

А вот российские коллеги утверждают, что «все у них теперь наоборот». Недавно представители Калининградской областной таможни сообщили о том, что в прошлом году количество пойманных за руку контрабандистов, которые перемещают сигареты через границу Калининградской области с Литвой и Польшей, увеличилось на 56%. На обоих направлениях там обнаружили и изъяли около 214 тыс. пачек табачных изделий. При этом если раньше поляки и литовцы массово закупали сигареты в Калининградской области и везли их, запрятав получше, на продажу к себе домой, то сейчас ситуация обратная. Те же литовцы, затарившись на границе в магазинах беспошлинной торговли, перепродают блоки россиянам. 

То, что работа в условиях ЕАЭС накладывает на наших таможенников новые обязательства, никто отрицать не будет. Зампредседателя ГТК Сергей Полудень подчеркивает, что таможенные органы Беларуси по договоренности с российскими коллегами контролируют санкционные товары, входящие через белорусский участок границы и предполагаемые к ввозу в Россию. Желающих ввезти на территорию нашей страны польские яблоки или немецкую капусту хватает. Но вот гарантии в том, что, проехав границу, они отправятся именно на белорусские рынки, никто дать не может. Нередко такие фуры ловят уже на территории России и выпроваживают их.

— С начала введения РФ санкций и по настоящее время белорусские таможенные органы не допустили к въезду на территорию ТС около тысячи транспортных средств. При этом достаточно много выявляется правонарушений, в том числе в потоке, идущем в Россию, — признал Сергей Полудень. Он прокомментировал то и дело сыплющиеся в наш адрес претензии российских фитосанитарных и ветеринарных служб в части того, что белорусский таможенный фильтр больше похож на сито. 

— Ошибки, наверное, были, но они единичные, не более 20—25 случаев. Исходя из этого, признавать, что на территории республики не осуществляется фитосанитарный контроль, необъективно и неправильно, — категоричен зампредседателя ГТК.

КСТАТИ

Польские таможенники тоже отмечают снижение грузопотока на российском, украинском и белорусском направлениях. По данным Таможенной палаты Белостока, торговый оборот между Польшей и Россией в 2014-м по сравнению с предыдущим годом сократился на 7%, а с Калининградской областью — на 18%. Грузопоток между Польшей и Беларусью снизился совсем незначительно — на 3%. По оценке руководителя палаты Мирослава Сенкевича, причиной стало то, что наше направление является одним из основных для транзита в другие страны.

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter