С 1 января граница живет с новыми лимитами: те, кто бывает за рубежом не чаще одного раза в три календарных месяца, могут беспошлинно ввезти товаров на сумму до 500 евро и весом до 25 килограммов. Для более активных путешественников верхняя планка — 300 евро и 20 килограммов. За превышение нужно платить: 4 евро за каждый дополнительный килограмм, или 30 процентов от «лишней» стоимости. Изменения не коснулись воздушного транспорта. Там ситуация остается прежней: через границы ЕАЭС беспошлинно можно провозить товаров на сумму до 10 тысяч евро и весом до 50 килограммов. Как нововведения сказались на пассажиропотоке? Что везут наши соотечественники из зарубежных поездок? И часто ли нарушают установленные правила и нормы? Чтобы ответить на эти вопросы, корреспондент «Р» отправился на белорусско-польскую границу.
Постновогоднее затишье
Пункт пропуска «Брест». Каждые 24 часа здесь пересекают границу около 3500 транспортных средств, хотя пропускная способность его гораздо ниже — 2700.
Поляк Томаш в Беларуси частый гость. Из одной страны в другую он ездит несколько раз в неделю. О новых лимитах уже наслышан, но эта тема его волнует мало:
— У меня свой небольшой приграничный бизнес, если это так можно назвать. Я покупаю кое-какие товары в Беларуси подешевле, чтобы продать в Польше подороже. Для меня главное, чтобы машин на границе было немного, как сегодня, все остальное — пустяки.
Большинство проезжающих с лихвой укладываются в лимиты, поэтому вопросов со стороны ГТК в их адрес не возникает.
— «Кое-какие товары» — это солярка и сигареты?
Томаш смеется:
— Может, и так. Как пану угодно будет…
Утром во вторник машин перед пунктом пропуска и впрямь немного. Даже удивительно. На выезд — десятка полтора. На въезд — и того меньше. Предпраздничная вакханалия осталась позади. Начальник таможенного поста «Варшавский мост» Елена Ажгиревич отмечает:
— Каждый год накануне новогодних и рождественских праздников наблюдается одна и та же картина: количество автомобилей, пересекающих границу, превышает 4 тысячи единиц в сутки. Работать приходится в напряженном режиме. А вот сразу после Нового года пассажиропоток значительно падает. Больше чем в два раза. Не могу сказать, что этот год начался как-то особенно. Сейчас количество людей и автомобилей, пересекающих границу, находится на уровне прошлых лет.
Брестчанин Александр последние два дня провел в Варшаве. С женой и дочкой ездили на шопинг. О новых лимитах он прочитал в новостях:
— Последний раз мы были за границей еще летом, поэтому закупались и не считали каждый доллар и килограмм. Приобрели вещей примерно на 700 евро. Нас трое, поэтому вкладываемся в нормы с приличным запасом. В Варшаве радует хороший выбор. Что касается цен… Сейчас начинаются распродажи зимнего ассортимента. Плюс можно вернуть 23 процента НДС, если вывозишь товар за пределы ЕС. В конечном итоге получается весьма выгодно.
Инспекционно-досмотровый комплекс помогает сотрудникам таможни увидеть все то, что скрыто.
В пункте пропуска Александр провел минут 15—20, не больше. Признался, что специально отказался от поездки в Польшу накануне Нового года:
— Знаю, что на границе был аншлаг. Многие ехали на праздники купить подарки. Приходилось стоять даже не 4—5 часов, а гораздо дольше. Поэтому выбрали постпраздничный будний день. Переночевали в гостинице и утром приехали в пустынный пункт пропуска. Хотя обычно мы предпочитаем «Песчатку». Там загруженность намного меньше, чем на «Варшавке».
У сотрудников таможни вопросов к Александру не возникло. Документы в порядке, нормы не превышены. Желают счастливого пути и открывают шлагбаум.
Начальник таможенного поста Елена Ажгиревич отмечает закономерность движения очередей на границе:
— Как правило, очереди на выезд выстраиваются с самого утра. На въезд — после обеда. Самый напряженный день — суббота. Но мы стараемся работать максимально оперативно. Во всяком случае, очереди на выезд возникают из-за того, что наши польские коллеги не всегда успевают оформить и проверить такое количество людей и транспорта. Это нормальная ситуация, поскольку каждая сторона больше контролирует въезд на свою территорию, тем самым обеспечивая безопасность и защищая экономические интересы.
Всевидящее око
В пункт пропуска въезжает автобус с польскими номерами. Водитель открывает салон, багажное отделение, моторный отсек. Пассажирам предлагают пройти «через зал». В специальном помещении у них проверят документы и содержимое багажа. Автобус отправляют в инспекционно-досмотровый комплекс – специальную сканирующую систему.
— Важно, чтобы до начала процедуры все покинули салон автобуса. Безопасность — прежде всего, — отмечают сотрудники таможни. — Для транспортных средств, в отличие от людей, рентгеновское излучение не представляет никакой угрозы. Оно не накапливается и не изменяет свойства материалов. Рентгеновский досмотр — скорее исключение, чем правило. Таким способом мы проверяем единичные транспортные средства.
Лучи позволяют обнаружить все то, что скрыто. Для этого необязательно орудовать отверткой. Сканируют, кстати, не только автобусы, но и легковушки. Если обнаружат тайник, транспортное средство может быть конфисковано по решению суда.
Каждые сутки через пункт пропуска «Козловичи» белорусско-польскую границу пересекают до 2400 грузовиков.
— Мы часто ездим в Польшу. Покупаем бытовую химию, кофе, сладости. Что-то оставляем себе, часть перепродаем друзьям и знакомым. В общем, зарабатываем прибавку к пенсии. Хотя получается не то чтобы много. Но это все же лучше, чем сидеть без дела. Как правило, тратим не больше 200 евро. Так что из-за сокращения лимитов особо не переживаем.
Начальник таможенного поста «Варшавский мост» Елена Ажгиревич отмечает: в установленные нормы перемещения товаров не входят личные вещи, необходимые в путешествии. Это предметы личной гигиены, бывшие в употреблении одежда, обувь и так далее. Перечень утвержден Указом Президента № 360 «О перемещении товаров для личного пользования».
«Спорных ситуаций пока не возникало»
Отдельная тема — неделимые товары. Например, телевизор, посудомоечная машина или духовой шкаф. Если их стоимость не превышает 500 евро, а вес не больше 25 килограммов — такую технику можно ввозить без уплаты пошлины. В противном случае придется заплатить 30 процентов, но не менее 4 евро за один килограмм в части превышения. Например, если духовой шкаф стоит 400 евро и весит 34 килограмма, то «лишние» 9 кило будут облагаться пошлиной.
— Новые лимиты не вызвали у людей, пересекающих границу, каких-либо сложностей, — констатирует начальник таможенного поста. — Некоторые подходят, консультируются. Наши сотрудники готовы ответить на все вопросы. Спорных ситуаций пока не возникало. Важно отметить, что порядок взимания пошлин и налогов с 1 января значительно упрощен. Теперь они рассчитываются на основании пассажирской декларации. Вся процедура занимает не больше 15 минут.
Эксперимент признан успешным
С 1 января изменения произошли в автодорожном пункте пропуска «Козловичи» и в железнодорожных пунктах «Гудогай» и «Бигосово». Теперь часть функций пограничной службы здесь возложена на сотрудников таможенных органов.
— В наши обязанности с 1 января входит проведение пограничного контроля, проверка документов физических лиц, договоров обязательного страхования владельцев транспортных средств, контроль соблюдения правил пребывания и транзита, — рассказывает начальник таможенного поста «Козловичи» Александр Войтеховский.
С 1 января в «Козловичах» некоторые функции пограничников выполняют сотрудники пограничной службы.
— Для того чтобы качественно исполнять отдельные функции пограничной службы, должностные лица Брестской, Витебской и Минской региональных таможен прошли обучение на базе Центра подготовки специалистов пограничного контроля. Они изучили нормативно-правовую базу и приобрели необходимые практические навыки. Новая технология работы позволила не только оптимизировать деятельность пограничной службы и таможенных органов, но и внедрить принцип «одного окна», сократить время контрольных процедур и ускорить товарооборот через белорусский участок таможенной границы ЕАЭС, — сообщил начальник отдела Брестской таможни Сергей Селивонец.
За первые две недели года границу в пункте пропуска «Козловичи» пересекли более 15 тысяч человек. Выявлено 14 нарушений, связанных с отсутствием у дальнобойщиков договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
— Пока сложно сказать, как нововведение скажется на нашей работе. Дело в том, что скорость прохождения границы зависит не только от белорусских таможенников, но и от польских, — отмечает водитель фуры Александр. — Случается, транспорт из пункта пропуска «Козловичи» не выпускают, потому что на сопредельной стороне аншлаг.
На выезд из Беларуси я насчитал полтора десятка пустых фур. Груженых намного больше. В сутки границу в «Козловичах» могут пересекать до 2400 грузовиков. Накануне праздников их численность доходила до 1400. Дальнобойщик из Брянска Юрий рассказал, что перед Новым годом приходилось стоять по 18—20 часов:
— Это, в общем-то, традиционное ежегодное явление. А вот сейчас на границе практически свободно. Очередь плюс все формальности занимают часа два, максимум три. Но, сами понимаете, раз на раз не приходится. Больших нареканий на работу белорусских таможенников у меня нет. Надеюсь, так будет и впредь…
Фото автора и БЕЛТА