ВУЗ стремится к новой высоте

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины отмечает 75-летие. Это крупнейший научно-исследовательский и учебный центр, получивший признание отечественной и мировой научной общественности. Старейший вуз региона стал настоящим интеллектуально-культурным ядром белорусского Полесья. Около 30 000 его выпускников успешно работают в средних и высших учебных заведениях, в научных учреждениях, на различных предприятиях промышленности и сельского хозяйства страны. На 11 факультетах дневного обучения ведется подготовка студентов по 25 специальностям и 58 специализациям. По 11 специальностям получают высшее образование студенты-заочники. На 50 кафедрах и в научных подразделениях университета трудятся более 600 научно-педагогических работников. Из них 4 члена-корреспондента НАН Беларуси, 41 доктор наук, профессор, 260 кандидатов наук, доцентов. О лучших традициях университета, его основных, перспективных направлениях, концепции развития высшего образования в ГГУ — наш разговор с ректором, доктором химических наук, профессором Александром РогаЧевым.

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины отмечает 75-летие. Это крупнейший научно-исследовательский и учебный центр, получивший признание отечественной и мировой научной общественности. Старейший вуз региона стал настоящим интеллектуально-культурным ядром белорусского Полесья. Около 30 000 его выпускников успешно работают в средних и высших учебных заведениях, в научных учреждениях, на различных предприятиях промышленности и сельского хозяйства страны. На 11 факультетах дневного обучения ведется подготовка студентов по 25 специальностям и 58 специализациям. По 11 специальностям получают высшее образование студенты-заочники. На 50 кафедрах и в научных подразделениях университета трудятся более 600 научно-педагогических работников. Из них 4 члена-корреспондента НАН Беларуси, 41 доктор наук, профессор, 260 кандидатов наук, доцентов. О лучших традициях университета, его основных, перспективных направлениях, концепции развития высшего образования в ГГУ — наш разговор с ректором, доктором химических наук, профессором Александром РогаЧевым.

— Подготовку к юбилею мы начали с серьезного анализа деятельности университета за последние годы и в целом за 75 лет, — подчеркнул Александр Владимирович. — Подготовлен исторический очерк о становлении и развитии вуза. Это серьезная монография объемом около 300 страниц, большой труд наших историков. Она содержит интересные сведения об основных этапах становления и развития нашего вуза. Например, о том, как непросто было в Гомеле открыть высшее учебное заведение. Первые попытки предпринимались еще в 1919 году. Но только в 1930 году коллегия Народного комиссариата образования БССР приняла решение о профилировании гомельского института по трем направлениям: социально-историческому, литературно-лингвистическому и физико-техническому. Вначале институт вел подготовку учителей с двухгодичным, затем с трехгодичным сроком обучения. В 1934 году институт был реорганизован в вуз с четырехлетней программой обучения, предусматривающей подготовку преподавателей математики, физики, химии и природоведения. Имя прославленного летчика Валерия Чкалова институту было присвоено в марте 1939 года. Высокой оценкой труда всего коллектива стало преобразование в 1969 году педагогического института в университет. На то время это был второй в Беларуси вуз такого высокого ранга.
— Александр Владимирович, какими научными и научно-педагогическими школами известен университет?
— Наши ученые ведут активную научную работу по приоритетным для Беларуси направлениям, имеющим как фундаментальное, так и прикладное значение. Мировой научной общественности хорошо известна школа алгебраистов под руководством члена-корреспондента НАН Беларуси профессора Леонида Александровича Шеметкова; по оптике и акустике кристаллов, фотонике и квантовой электронике, которой руководит член-корреспондент НАН Беларуси, профессор Анатолий Николаевич Сердюков; физики высоких энергий и элементарных частиц, возглавляемой профессором Николаем Васильевичем Максименко; по созданию новых перспективных материалов под руководством профессора Дмитрия Григорьевича Лина; духовного наследия гомельского Полесья, основоположником которой является профессор Иван Федорович Штейнер, и многие другие.
Благодаря этим широко известным школам у нас сложилось творческое содружество со многими научными центрами Европы. Наши преподаватели и студенты постоянно выезжают на стажировки и конференции в разные европейские страны. Мы также принимаем у себя ученых ближнего и дальнего зарубежья. Традиционно в августе нынешнего года пройдет школа молодых физиков, одним из организаторов которой выступает наш университет.
— Какова ваша концепция развития университетского образования?
— Есть очень простой критерий, определяющий уровень учебного заведения как заведения университетского типа. Это — состояние научно-исследовательской работы, степень ее интеграции с учебным процессом. Поэтому развитие научно-исследовательской деятельности — не только способ получения новых знаний. Это воспитание у студентов умения мыслить, самостоятельно принимать решения. И закономерно, что одно из основных направлений совершенствования университетского образования, да и всей системы высшего образования, — это развитие самостоятельной работы студентов. Студент, сидящий в аудитории по 4—5 часов и внимающий словам преподавателя, уже в значительной степени закомплексован. Он даже в силу физической нагрузки не может составить самостоятельное мнение по той или иной проблеме. Наша задача на ближайшую перспективу — сократить аудиторную нагрузку на студента до 28—20 часов в неделю. Будущее за дистанционным обучением с использованием современных информационных технологий. В вузе имеется неплохая компьютерная сеть, на сайтах некоторых кафедр есть электронные варианты учебников, и студенты вполне самостоятельно могут изучать необходимый материал. В настоящее время с целью совершенствования высшего образования создаются межвузовские компьютерные сети. Немногим более года назад наш университет вступил в ассоциацию классических университетов.
— Развитие самостоятельной работы студентов заложено в идее Болонского процесса, что обеспечивает движение системы образования в западном направлении. И, как известно, одним из ключевых европейских требований является введение во всех странах системы высшего образования, основанной на двух последовательных циклах (ступенях) обучения. Как обстоят дела с подготовкой бакалавров и магистров?
— Полагаю, что реформированием системы высшего образования следует заниматься очень бережно. Нельзя отбрасывать то ценное, что накопила советская высшая школа. Но и новому нельзя противиться. Мы открыли магистратуру в прошлом году. Время покажет, смогут ли молодые люди, которые там учатся, сказать свое слово в науке. А пока могу с уверенностью говорить, что они полны решимости штурмовать ее вершины.
— Александр Владимирович, основным направлением работы любого вуза является совершенствование учебной работы. Что нового появилось в этом плане?
— Для того чтобы развиваться, укреплять свои позиции, мы должны постоянно искать новые формы работы, открывать новые специальности. При этом активно реагировать на потребности рынка. Только за последний год мы открыли три новые специальности и три специализации. Заглядывая в день завтрашний, анализируем, насколько будут востребованы те или иные кадры. Есть еще большие резервы в повышении качества подготовки наших воспитанников, в совершенствовании учебного процесса. Будем непременно повышать адресность подготовки специалистов. Для этого каждому факультету необходимо иметь несколько базовых предприятий, где бы заботились о будущей смене, знали, кто к ним придет. Такая работа ведется. В итоге будет принята программа, направленная на повышение конкурентоспособности наших специалистов на рынке республики.
— Многие молодые люди, поступая на экономический факультет Гомельского университета, лелеют надежду учиться в Москве. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте подробнее.
— Проект “Создание Союзного научно-образовательного центра — Университета интеграции” действует с января 2001 года. Он предусматривает подготовку высокопрофессиональных кадров для органов союзного государства, укрепление двустороннего сотрудничества в области науки и образования. Поскольку экономическое развитие является базовым для любого государства, то ставилась задача подготовить специалистов именно в этой сфере. Мы открыли специальность “Национальная экономика” со специализацией “Экономика союзного государства”. Обучение студенты проходят в Московском государственном институте электроники и математики. Министерство образования России позаботилось о стипендии для наших студентов и ежегодно предлагает для них 25 мест. В Москве гомельчане первые четыре года изучают российскую экономику и правовую базу, общетеоретические дисциплины. Затем приезжают на восьмой семестр к нам, где проходят производственную практику на предприятиях, в горисполкомах и облисполкоме, изучают “белорусский компонент” экономики, особенности рыночного хозяйствования в Беларуси. Затем еще на один семестр они возвращаются в российскую столицу. Дипломы пишут под руководством преподавателей МИЭМ и нашего университета.
Отрадно, что многие студенты, выполнившие научно-исследовательские работы по тематике союзного государства, стали обладателями грантов и победителями конкурсов.
— Оправдало ли себя создание в университете Франко-Белорусского института управления? Как востребованы его выпускники?
— Десять лет назад на основе Договора о сотрудничестве между Гомельским государственным университетом имени Франциска Скорины и французским университетом Овернь-Клермон-1 был открыт этот институт. Время показало, что его студенты отличаются от остальных тем, что более адаптированы к европейской системе образования. Зачисляем в институт студентов экономического факультета. Из пяти лет обучения два года длится подготовительный период, во время которого молодые люди овладевают французским языком. Начиная с третьего курса все занятия ведутся преподавателями университета Овернь-Клермон-1 и института управления. Часть занятий проходит во Франции. По завершении обучения выпускники получают белорусский и французский государственные дипломы. Все они востребованы, в основном реализуют себя на предприятиях с высоким удельным весом экспортных поставок. Иные выпускники продолжают свое обучение за рубежом. Как правило, это лучшие студенты, получающие гранты на дальнейшее обучение во Франции.
В ближайшей перспективе мы намерены ввести дополнительную специальность в институте управления. В частности, готовим документацию по открытию юридического отделения.
— Юбилей — это всегда праздник. Какие надежды вы связываете с ним?
— Думаю, что нынешний юбилей явится новой точкой отсчета в биографии университета, станет новой высотой, завоеванной самоотверженным трудом всего нашего коллектива.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter