«Вуз должен помочь студенту стать не только специалистом, но и гражданином»

Наш корреспондент беседует с ректором Могилевского государственного университета имени Аркадия Кулешова Константином Бондаренко

В высшей школе страны снова горячая пора. Одновременно проводится централизованное тестирование выпускников средних школ, завершается летняя сессия у студентов, подводятся итоги учебного года. Обо всем этом наш корреспондент беседует с ректором Могилевского государственного университета имени Аркадия Кулешова Константином БОНДАРЕНКО. 

— Константин Михайлович, что больше всего волнует вас сегодня как ректора? 

— Все волнует. Вуз большой, в нем обучаются свыше восьми тысяч студентов, из них более тысячи шестисот — на выпускных курсах. Конечно же, хочется, чтобы все они нашли достойное место в жизни, высоко держали марку университета. 

Полным ходом идет подготовка к новому учебному году. Вуз переходит на образовательные стандарты нового поколения, новые учебные планы. Меняются не только сроки обучения по некоторым специальностям, но и их содержательное наполнение. С этим связаны пересмотр учебно-методического обеспечения, внедрение новых образовательных технологий и методик, оснащение университета современным учебным оборудованием, вычислительной и оргтехникой, новейшими программными продуктами, научными и учебными изданиями, позволяющими поднять на новый качественный уровень подготовку специалистов. Предстоит обновить материальную базу университета, провести текущий ремонт помещений, приобрести учебное и производственное оборудование. Это тоже летние заботы. Еще одна – централизованное тестирование выпускников школ. 

— Кстати, многие убеждены, что оно не может в полной мере заменить традиционные вступительные экзамены. 

— На мой взгляд, тестирование уже выдержало проверку временем и отвечает требованиям сегодняшнего дня. Все поступающие находятся в одинаковых условиях, выполняют одни и те же задания. Содержание тестов, их методическое сопровождение постоянно совершенствуются, хотя полностью заменить экзамены, возможно, оно и не может. 

— На ваш взгляд, обязательное распределение выпускников вузов – это для них благо или все же, как говорится, принудиловка? 

— Давайте рассуждать так: государство затрачивает на подготовку специалистов большие денежные средства, рассчитывая на то, что выпускники будут работать там, где в них нуждаются. Тем более что срок этот не так уж велик, всего два года. Это первое. Второе: молодой специалист за эти годы приобретает опыт работы, общения в коллективе, получает практические навыки управления. К тому же для многих выпускников вузов распределение – это и гарантированное первое рабочее место. Так что обязательное распределение, по-моему, это скорее благо для выпускника. 

— Соглашусь с тем, что гарантированное место работы для вчерашнего студента очень важно. Но, может, стоит решать проблему, скажем, путем сокращения подготовки специалистов, переизбыток которых уже ощущается? 

— В нашем университете такая практика внедряется. Мы изучаем рынок труда региона, востребованность на нем различных специалистов. В соответствии с этим ежегодно корректируем планы набора. В то же время широко используем возможности подготовки специалистов с высшим образованием по интегрированным со средним образованием планам. Например, квалификацию юриста могут получить люди заочно и по сокращенным срокам обучения, уже работающие в правоохранительных органах и имеющие среднее специальное юридическое образование. Это же касается учителей начальных классов, воспитателей дошкольных учреждений и других. 

Думается, для того, чтобы увязать подготовку специалистов в вузах с потребностями регионов, республики в целом, необходимо создание координационного центра, занимающегося изучением рынка труда, исследованием проблем подготовки специалистов, определяющим их потребность, причем не только на сегодняшний день, но и на перспективу. 

— Чему нужно уделить особое внимание, чтобы высшая школа в полной мере соответствовала за-просам сегодняшнего дня? 

— Современные условия требуют от высшей школы подготовки кадров, способных к разработке, адекватному восприятию, поддержанию, технологическому сопровождению и внедрению в практику новейших идей и разработок. Их формирование наряду с воспитанием качеств гражданина и патриота страны – одна из важнейших задач высшей школы. Систему подготовки следует увязать с реальным сектором экономики и социальной сферой. А для этого необходимо укреплять кадровый состав вузов, пристальное внимание уделять подготовке специалистов высшей квалификации – кандидатов и докторов наук, профессоров, доцентов. Перспективы видятся также в расширении спектра научных исследований, их большей ориентированности на практику. Необходимо оснастить вузы современным оборудованием, смелее внедрять новейшие образовательные технологии, расширить возможность выбора форм в получении образования, в том числе дистанционного. 

Сейчас наблюдается тенденция некоторого увеличения количества студентов, обучающихся на платной основе. Например, в нашем университете их уже чуть больше половины. На мой взгляд, бюджетную форму получения образования нужно обязательно сохранить, но не отказываться и от платной. Это даст возможность, во-первых, наиболее способным детям обучаться за счет государства, а другим – получить специальность, которую они хотят, но на которую не могут выдержать конкурс. С другой стороны, бюджетное обучение позволяет во многом решить проблему занятости, прогнозировать рынок труда. 

Платное же обучение поможет молодым людям в полной мере реализовать свои запросы и притязания. 

Мы должны помочь каждому молодому человеку не только стать специалистом, но и гражданином. 

На снимке: Константин БОНДАРЕНКО.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter